Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Использование искусственного интеллекта в школах: угроза или спасение для педагогов?

Школьные педагоги рассказали об опыте использования нейросетей

Представьте, как бы прекрасен был мир, в котором все рутинные задачи за человека выполнял бы робот. Хорошая новость — мы уже живём в этом мире. В последние годы искусственный интеллект всё активнее используется в различных сферах жизни, включая образование.

Сегодня расскажем о том, как относятся к нейросетям и искусственному интеллекту школьные педагоги:

  • как используют в работе;
  • чего ждут, а чего — опасаются;
  • какие задачи готовы поручить виртуальному помощнику и почему до сих пор этого не сделали.

В основе статьи — результаты исследования учёных Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

На «ты» или на «Вы»: о практическом опыте педагогов

Опытом использования искусственного интеллекта с учёными поделились педагоги 6 московских школ. Исследователи отметили, что многие учителя начинали с простых задач, таких как генерирование изображений, постепенно расширяя применение технологий.

«Ещё в том году чат GPT был новинкой, мы только с картинками активно работали».

«Я в этом деле профан. <…> Максимум, что я делаю это слайды какие-нибудь, афиши».

«В прошлом году мы фактически использовали искусственный интеллект для генерирования изображений: когда нам нужно было призы какие-то сделать, сделать оформление и так далее».

Учителя, которые решили пойти дальше, рассказали, что искусственный интеллект позволяет им быстро анализировать большие объёмы данных: «Если надо сделать сводную таблицу и попросить нейросеть проанализировать и выдать какой-то результат, где слабые стороны обучающихся, где сильные стороны, то она, в принципе, это делает. Это простая рутинная работа, но она напоминает, что необходимо делать и где какие задания. <…> Помимо этого, ИИ позволяет составить индивидуальный план для ученика».

Ещё одна цель использования искусственного интеллекта — сделать обычные учебные задания более интересными для детей. Вот какие задачи школьные педагоги ставили перед искусственным интеллектом:

  • сгенерировать математическую задачу в интересной для школьников тематике (например, в стиле Гарри Поттера);
  • представить один и тот же текст в разных языковых стилях, чтобы помочь детям нагляднее увидеть разницу.

Снижение нагрузки на педагогов как реальная перспектива использования искусственного интеллекта в образовании

Из разговора с учителями стало понятно, что педагоги возлагают большие надежды на искусственный интеллект, причём как в урочной и внеурочной деятельности, так и в воспитательной работе.

Приведём несколько цитат:

«Можно использовать чат-боты для того, чтобы придумывать задания, тесты».

 «Если бы можно было генерировать сценарии урока и материалы к этому самому уроку, то было бы прямо облегчение учителям».

 «Он может провести контент-анализ детских чатов и на основании того, что там содержится, упоминания разных имён и фраз, которые употребляют по отношению друг к другу обучающиеся» (как профилактика буллинга – прим. ред.).

 «Какой-то план воспитательной работы он может помочь создать, исходя из запросов. <…> Я задам ему: “Придумай нам, пожалуйста, план воспитательной работы на месяц изучения дорожного движения”. И вот ИИ напишет нам экскурсию, куда можно поехать, что посмотреть, какой фильм этому посвящён, какую тему нам стоит обсудить во время классного часа».

«Мне кажется, нейросети могут помочь выбрать стратегию решения педагогических задач в различных случаях. Например, если конфликт в классе произошёл, какие аргументы можно применить, как себя вести, как детям объяснить».

Резюмируем, для чего, по мнению учителей, могут быть полезны нейросети и искусственный интеллект.

На уроках:

  • придумывать задания и тесты по темам уроков;
  • генерировать примерный сценарий урока и подбирать материалы к нему.

В воспитательной и внеурочной деятельности:

  • придумывать идеи и вопросы для игр, викторин, конкурсов, квестов и прочее;
  • придумывать темы и предлагать сценарии классных часов;
  • помогать составлять примерный план воспитательной работы;
  • предлагать идеи маршрутов или сценариев для организации социокультурной практики;
  • создавать симуляторы потенциальных проблемных ситуаций и их решения для обсуждения с подростками.

Отдельно респонденты выделили роль искусственного интеллекта как своеобразного «психолога»: в моменты психологического истощения он может дать совет, как восстановиться морально: «Может дать, наверное, инструкцию классному руководителю, как справиться с выгоранием».

Почему педагоги опасаются использовать ИИ в работе

Возникает вопрос: почему, видя столько возможностей, которые открывает искусственный интеллект, педагоги не спешат осваивать новые технологии? Чаще всего всё сводится к двум причинам: отсутствие доверия к нейросетям и нежелание «ломать то, что работает».

Обратимся к ответам учителей:

«Я ему задал вопрос: кто из перечисленных ниже является Лжедмитрием, утверждавшим, что он сын Ивана IV. И какие варианты он мне выдал? Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III, Лжедмитрий IV. Какой вариант ответа должен выбрать ребёнок?».

«Обязательно надо проверять, потому что на 100 % вообще нельзя доверять. <…> Эта штука очень упрощает нашу жизнь, но при этом мы немного теряем наши свойства, умение мыслить».

«Может это не страх, а просто штука экспериментальная, она не прям стопроцентный результат выдаёт. А если у учителя всё уже есть, он готов ко всем своим задачам и знает, как их правильно решить, то зачем ломать то, что работает».

«Учителя меньше используют ИИ из-за лени, потому что уже есть готовое решение, которое они уже наработали. А дети больше используют, потому что учитель создаёт детям проблему, которую надо решать».

Не заменять учителей, а высвобождать им время

Директор института педагогики и психологии образования МГПУ Александр Савенков в одном из исследований отмечает: «Система отечественного образования могла бы развиваться более интенсивно, если бы сами учителя были настроены на перманентные изменения и ощущали себя соавторами и творцами большинства нововведений».

В этом смысле искусственный интеллект и нейросети становятся тем самым источником изменений для педагогической практики. Что они дают? В первую очередь, освобождение от рутинных задач, а значит, и снижение нагрузки на педагогов.

Исследователи МГПУ уверены: затраты сил и времени на формирование навыков использования искусственного интеллекта не так велики, как возможности, которые он открывает. «Искусственный интеллект нас ждёт, главное — не потерять естественный».

К слову, МГПУ в новом учебном году запускает курс «Аналитика образовательных данных». Будущие педагоги освоят Data Science и научатся использовать искусственный интеллект (ИИ) для учебной аналитики, визуализации данных и автоматизации рутинных задач. А значит, смогут применять передовые технологии для повышения качества образования.

Авторы текста: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik.com

Публикации по теме