Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

«Сказкотворение»: от маленьких писателей к большим читателям

Разбираемся, как детское сочинительство формирует предпосылки грамотности и почему оно так редко встречается в детских садах

«Это клетчатый мир. У него всё в клетках. Даже солнце. Но жители выбрались из этих клеток — протиснулись через решетки. И клетки остались стоять одни. И солнце стало не клеточным», — в этой детской истории, рассказанной пятилетним человеком, не только захватывающий сюжет, но и яркая метафора. Детские сказки — способ осмыслить происходящие события и даже «пересочинить» их, придумав новые решения.

Но, несмотря на значение сочинительства для развития ребенка, в детских садах эта практика встречается довольно редко. Почему так происходит? Что мешает взрослым ее поддерживать? Об этом рассказали сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Ольга Шиян и Екатерина Стародубцева.

Из материала вы узнаете:

» Как и когда зародились практики детского сочинительства
» Зачем записывать детские истории
» Почему «сказкотворение» — редкость в детских садах
» Представления педагогов о формировании грамотности: исследование МГПУ

*В статье приведены истории, записанные педагогами детского сада школы № 734 им. Тубельского (Москва), детского сада № 56 (Кострома), АНОО «Новая Черноголовская школа» (Черноголовка).

Как и когда зародились практики детского сочинительства

В 1980–1990-х годах идея записывать детские истории почти одновременно возникла у педагогов-исследователей разных стран: США, Финляндии, Швеции и Дании, России.

Одной из первых подробно описала эту практику Вивиан Гасси Пейли в книге «Мальчик, который хотел быть вертолетом» (1990). В ее группе дети во время свободной деятельности могли продиктовать взрослому свою историю — по желанию, без принуждения. Записанные истории затем разыгрывались детьми в общем кругу.

Ключевой принцип Вивиан Пейли — разыгрывать истории в тот же день, когда они были записаны. Подготовка была минимальной — сцена обозначалась скотчем прямо на ковре, роли распределялись быстро, а текст превращался в представление, где «игрались» не только герои, но и предметы, пейзажи, явления: например, дети придумывали, как «внесколькером» показать высокую гору.

Эта модель — «рассказываем и играем истории» — получила распространение в США, Великобритании, Канаде, Швеции и других странах. Форматы могут различаться: где-то истории читают перед сном, где-то устраивают кукольный театр, собирают сказки в общую книжку или записывают в индивидуальные блокноты. Но неизменными остаются два принципа: сочинительство должно быть добровольным, а истории — записанными взрослым, а затем разыгранными или прослушанными вместе с другими детьми. В Финляндии эта практика получила обаятельное название «сказкотворение» (storycrafting).

О том, как эта практика реализуется в нашей стране, можно узнать в интервью с педагогами, которые поддерживают сочинительство в своих группах: пример 1, пример 2, пример 3.

Зачем записывать детские истории

Не только педагоги, но и родители могут стать внимательными слушателями и летописцами детских историй. Во многих семьях сказки, которые сочиняют дети, записываются и бережно сохраняются — как память, как реликвия, как первый след авторской позиции ребенка. Так же как и в детском саду, важно, чтобы сочинительство было не «обязаловкой», а совместным действием, от которого все участники получают удовольствие. Так, родители будущего великого психолога Жана Пиаже сохранили альбом, в котором он в пятилетнем возрасте рисовал и сочинял истории.

Фото из Архива Ж. Пиаже, «Альбом детских рисунков Жана Пиаже», 1901-1902 г. Источник: www.ael.archivespiaget.ch.
Автор фото: Ольга Шиян
Фото из Архива Ж. Пиаже, «Альбом детских рисунков Жана Пиаже», 1901-1902 г. Источник: www.ael.archivespiaget.ch.
Автор фото: Ольга Шиян

Но зачем вообще записывать детские истории? Не лучше ли подождать, пока дети начнут писать сами? За последние 40 лет было проведено множество исследований, которые показали: записывание и совместное слушание историй — мощный инструмент развития ребенка. Вот основные эффекты, которые выявили исследователи:

  • Дети могут выразить через истории свои переживания и переосмыслить их. Сочинительство становится способом понять себя и быть услышанным.
  • Речь детей становится более богатой и связной. Их рассказы обретают структуру: появляется начало, кульминация и развязка. Отчасти это связано с особенностями процесса диктовки: чтобы взрослый успевал записывать, ребенок замедляется и формулирует мысль яснее.
  • Дети раньше начинают проявлять интерес к чтению и письму. Они следят за чудом появления текста из-под карандаша взрослого и, как следствие, сами начинают экспериментировать с буквами и слогами. Исследования показали, что дети из групп, в которых была традиция сочинительства, лучше выполняли задания, диагностирующие развитие предпосылок грамотности (фонематический слух, начальное чтение и пр.).
  • Сочинительство приобретает для детей личный смысл. Они увлекаются процессом, начинают осознанно планировать: какой будет история, сколько в ней будет героев, как ее лучше разыграть. Это — первые шаги к авторской позиции.
  • Текст становится для ребенка средством общения, а не просто набором букв. Такое отношение становится предпосылкой для письма и чтения как культурных практик.

Еще в начале XX века Мария Александровна Рыбникова сформулировала парадоксальный на первый взгляд принцип: «от маленького писателя — к большому читателю». Оказалось, что именно пробы создания собственного текста, сюжета, героев помогают стать компетентным читателем: этим и объясняется успех практик сочинительства.

Почему «сказкотворение» — редкость в детских садах

Традиции «сказкотворения» — записывания, совместного чтения и разыгрывания историй — пока существуют в очень небольшом количестве детских садов и остаются педагогической экзотикой. Однако дело не только в том, что практика малоизвестна. Чтобы «сказкотворение» стало частью жизни группы, необходимы особые педагогические качества и умения:

  • Искренний интерес к детским историям. Важно, чтобы взрослый исходил из «презумпции смысла»: заранее был уверен в том, что в тексте есть глубина, что он ведет к тайнам детских переживаний. Это требует отказа от желания исправлять или улучшать рассказ ребенка.
  • Умение создавать такой распорядок жизни в группе, чтобы было достаточное время для свободной деятельности. Только при наличии у детей времени на свободную деятельность у педагога появляется возможность выслушать и записать историю.
  • Чуткость и недирективность. Важно не вспугнуть детский замысел слишком директивным вопросом, уметь откликаться, не разрушая идеи ребенка.
  • Умение формировать в группе культуру взаимного слушания. Включает привычку не мешать друг другу во время проигрывания истории, устанавливать очередность диктовки историй. Только благодаря внимательности и заинтересованности взрослых в группе может возникнуть атмосфера, которая укрепляет детскую уверенность и чувство безопасности.

Если мы присмотримся к этому списку, то увидим, что речь идет о самых важных признаках качественного дошкольного образования в целом. Наличие времени для свободной деятельности, откликающийся взрослый, система правил, которая поддерживает возможность действовать инициативно и при этом позволяет избежать хаоса в группе, — все это нужно детям для развития.

Чтобы понять, почему практики записывания историй в современных детских садах так редки, мы обратились к самим педагогам с вопросом: что, по их мнению, действительно помогает формировать у детей предпосылки грамотности?

Представления педагогов о формировании грамотности: исследование МГПУ

Что значит «формировать предпосылки грамотности»? В практике дошкольного образования можно встретить два очень разных способа отвечать на этот вопрос:

  • важен технический («навыковый») аспект: развитие мелкой моторики, знакомство с буквами, тренировки в написании букв и слов, в пересказе и рассказывании по картинкам;
  • важен смысловой аспект: создание условий для того, чтобы дети видели собственный смысл создания текстов, могли выражать чувства и мысли, обращаться к другим с помощью устной и письменной речи.

В соответствии со своим пониманием дошкольные педагоги создают в дошкольных группах скорее либо «формальные фронтальные», либо «поддерживающие инициативу» условия для поддержки грамотности:

Какие условия для формирования грамотности педагоги считают более ценными

140 педагогов из 16 регионов России поделились своим мнением о том, какие условия — фронтальные или инициативные — они считают более важными для формирования у детей предпосылок чтения и письма. Оказалось, что привычные элементы традиционной практики — например, фронтальные занятия по знакомству с буквами и подготовке к письму — редко называют важными условиями.

Однако в среднем педагоги одинаково часто выбирают и «фронтальные», и «инициативные» условия.

Как педагоги оценили текущую ситуацию

В результате опроса выяснилось: с точки зрения педагогов, в дошкольных группах преобладают фронтальные форматы. Условия же, которые поддерживают детскую инициативу в письме и чтении, создаются заметно реже. При этом исследования показывают, что именно инициативные формы помогают дошкольникам развивать навыки, важные для успешного освоения письма и работы с текстами в школе.

Какие образовательные результаты дошкольников педагоги считают важными

Педагогам было предложено распределить по степени важности 10 образовательных результатов. Часть из них формулировалась как навыковые, часть — как инициативные.

Оказалось, что «инициативные» результаты — интерес детей к письму и чтению, готовность придумывать истории и писать по собственной инициативе — участники опроса отмечают как важные значительно чаще, чем умение читать или писать буквы и слоги или строить связный рассказ по картинке.

Ключевые противоречия, которые выявило исследование

Результаты исследования выявили два главных несоответствия между педагогическими установками и реальной практикой.

  • Педагоги считают ценными формы работы, ориентированные на поддержку «зарождающейся грамотности», инициативного чтения и сочинительства, но свою задачу видят в прямом научении, формировании навыков чтения и письма.
  • Педагоги говорят о готовности оценивать детей по проявлениям инициативной грамотности, но не владеют профессиональными умениями для создания необходимых условий.

Почему педагоги не записывают детские истории

Независимые наблюдения с использованием шкалы РТС показывают: регулярная практика записи детских историй существует менее чем в 16 % дошкольных групп.

Чтобы понять, почему существует такой разрыв между желаемым и реальным, мы напрямую спросили педагогов: почему, по их мнению, нарративные практики встречаются в дошкольных группах так редко? Варианты ответов предполагали больший акцент либо на отсутствии интереса у детей, либо на трудностях педагогов.

Оказалось, что опасения педагогов связаны прежде всего с их собственными сложностями: с отсутствием педагогических инструментов для работы с инициативными форматами, для сопровождения свободной детской деятельности как части образовательного процесса. Чаще всего педагоги называли такие причины:

  • трудно обеспечить участие всех детей, в отличие от фронтального занятия, где взрослый охватывает всех;
  • сложно одновременно записывать историю одного ребенка и следить за всей группой;
  • в расписании нет времени для свободной деятельности;
  • сложно сопровождать деятельность, которую инициируют сами дети.

Почему в некоторых группах нарративные практики все же используются

В последней части опроса мы спросили участников, почему, на их взгляд, в некоторых дошкольных группах педагоги все же используют нарративные практики, несмотря на то, что это совсем непросто. Какие преимущества и эффекты нарративных практик особенно ценны?

Чаще всего участники отмечали влияние нарративных практик на развитие универсальных способностей (воображения, коммуникации), на эмоциональный комфорт и поддержку детских интересов. При этом они редко говорили, что такие практики поддерживают развитие грамотности, помогают детям незаметно научиться читать и писать.

Исследование помогло увидеть, что педагоги ценят и стремятся поддерживать детскую инициативу, но также выявило ключевые дефициты в поддержке инициативного письма и чтения, формировании «зарождающейся грамотности»:

  • недостаток педагогических инструментов для нефронтальной работы и поддержки детских инициатив;
  • недостаток ясности в том, как появляется и развивается грамотность, какие условия и форматы работы по-настоящему действенны.

Еще раз о важности детского сочинительства

Сочинительство — эффективная практика, важная для детей, но сложная для взрослых. Однако любые сложности можно преодолеть, если в этом видишь смысл. А в «сказкотворении» он есть: это замечательная возможность проложить дорогу к будущим чтению и письму через сокровища детства — воображение, инициативу и игру.

Обложка: Валентина Коваленко, педагог школы № 1231 имени В.Д. Поленова (Москва)
Фото: Детский сад школы № 734 им. Тубельского (Москва), детский сад № 56 (Кострома), АНОО «Новая Черноголовская школа» (Черноголовка).

Автор

Ольга Шиян
Ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ, кандидат педагогических наук

Автор

Екатерина Стародубцева
Специалист лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA

Публикации по теме