ЗОЖ и школьники: когда теория расходится с практикой
Что говорят про здоровый образ жизни подростки (и причем тут взрослые)
Что будет, если спросить у ребенка «важен ли здоровый образ жизни»? Скорее всего, он ответит «да». А затем продолжит есть бургер. Значит ли это, что он не до конца понимает, что такое ЗОЖ? Или ему лень придерживаться правильных привычек? И почему часто происходит так, что все мы, зная о важности сохранения здоровья, ничего не делаем?
А, может… мы предъявляем нереалистичные ожидания школьникам, не осознавая, что следует начинать с себя?
И школа, и семья призваны помочь ребенку свободно и полно проживать свою жизнь, определиться с тем «что хорошо», а что «плохо», а также выработать ответственность к собственной жизни и миру.
Другими словами, целью образования является развитие зрелой здоровой личности, здоровой духовно, психологически, физически. Физическое здоровье — это данность, с которой ребенок попадает в образовательное поле, его можно либо сохранить, либо укрепить. А создание предпосылок психологического благополучия и формирование ЗОЖ — совместная задача семьи и школы.
Но, к сожалению, мы — взрослые — сами часто не уделяем должного внимания заботе о здоровье. Так, родители редко встречают конструктивные действия со стороны школы, равно как и педагоги, справедливо ожидающие грамотного поведения со стороны родителей, сталкиваются с грубыми нарушениями норм заботы о здоровье семьи.
И как в таком случае формировать у школьников ориентацию на ЗОЖ — большой вопрос.
Сотрудники Лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провели исследование: в течение пяти лет они наблюдали за тем, как формируется отношение к здоровью и ЗОЖ среди обучающихся московских школ со 2 по 10 классы. Всего было собрано 22 372 наблюдения. Полученные данные позволили выявить ряд значимых и для школы, и для семьи пробелов в формировании грамотного здоровьеориентированного поведения.
Что подростки знают про ЗОЖ: о стереотипах и социальном одобрении
Посмотрим ответы тех, ради кого и проводится вся работа, а именно — школьников. Итак, начнем с общего вопроса — что, по мнению младших школьников и подростков, входит в понятие здорового образа жизни?
Почти половина ребят 8-16 лет, участвовавших в опросе, считают, что в вопросах здоровья важно все: и питание, и спорт, и прогулки, и режим дня, и гигиена, и отдых. При этом почти каждый пятый связывает ЗОЖ только с физкультурой и прогулками, а каждый третий — исключительно с отсутствием вредных привычек. Но в любом случае статистика показывает, что почти все школьники так или иначе представляют, что такое ЗОЖ. Наглядно это выглядит так:
На первый взгляд, ответы школьников не могут не радовать. Однако нередко представления о правилах здорового образа жизни отражают регулярно транслируемые в окружении ребенка паттерны ЗОЖ.
К примеру, чтобы быть здоровым надо:
- заниматься физкультурой;
- правильно питаться;
- мыть руки перед едой;
- не иметь вредных привычек и т. д.
Всё это очень легко проверить, спросив ребят о том, как они в действительности заботятся о своем здоровье:
А если мы сопоставим ответы ребят по их представлениям о ЗОЖ и реальному поведению по его соблюдению, то получим следующую картину:
— только 44,4 %, выбравших в качестве компонента ЗОЖ отсутствие вредных привычек, отмечают отсутствие вредных привычек у себя;
— только 23,8 %, включивших соблюдение режима дня в ЗОЖ, вовремя ложатся спать (3 % отметивших отдых как составляющую ЗОЖ);
— только 53,1 %, указавших на необходимость соблюдения правил личной гигиены, моют руки перед едой;
— только 78,4 %, указавших на необходимость заниматься физкультурой и гулять, фактически занимаются физкультурой и спортом;
— только 57,3 %, отметивших «правильное питание», питаются правильно.
Получается, что внешняя мотивация «надо» преобладает над внутренним побуждением «это хорошо для меня». Абстрактное «правильно» не находит отражения в личных убеждениях, т. е. ценность собственного здоровья не осознается и не проживается.
И опять же парадокс!
Если мы посмотрим на готовность подростков нести ответственность за свое здоровье, то будем приятно удивлены:
Причем готовность взять ответственность за себя и свое здоровье возрастает по мере взросления.
«Мне лень» или почему школьники не придерживаются ЗОЖ
А теперь главный вопрос — почему так происходит?
Вообще ответить на вопрос «почему я делаю это, но не делаю то» довольно сложно даже взрослому. И уж тем более ребенку. Все-таки в жизни мы редко задумываемся о глубинных мотивах своих действий. Так что многие не могут дать рациональный ответ на этот вопрос (35 %). Те ребята, которые разобрались в причинах своего нежелания следовать правилам ЗОЖ, связывают его с занятостью и большой загруженностью или ленью.
Все препятствия связаны с:
— незнанием и непониманием значимости здорового образа жизни и/или с отсутствием элементарных знаний о ЗОЖ;
— индивидуальными особенностями, в частности протестным поведением, или когда ценность собственного здоровья не осознается;
— отсутствием ресурсов (знаний, денег, времени, личного пространства), необходимых для заботы о здоровье.
Получается, что характер причин прямо связан с тремя предпосылками здорового образа жизни: ЗНАЮ-ХОЧУ-МОГУ.
У 51,7 % школьников не сформирована ценность здорового и безопасного образа жизни. А именно она является связующим звеном между знанием и действием. Это важно еще и потому, что ценность ЗОЖ является личностным результатом освоения основной образовательной программы школы.
А так ли хорошо с ценностью здоровья у взрослых?
Любая ценность как нечто хорошее не назначается извне. Она проживается в отношениях, в совместной деятельности. В школьный период жизни большую часть своего времени ребенок проводит в школе, взаимодействуя с педагогами, сверстниками, средой, немаловажную роль играет семья. Носителем ценности является, прежде всего, взрослый, и значимость его примера, позиции в отношении здоровья особенно велики в младших классах (что мы увидели выше).
Так а что же взрослые?
Исследователи МГПУ задали 1278 учителям и родителям московских школ три вопроса про здоровье:
- Насколько значима тема здоровья и безопасности ребенка?
- Насколько важна тема здоровья для меня как родителя, учителя?
- Насколько хорошо то, что вы делаете для сохранения здоровья ребенка и формирования у него ценности здоровья?
В обычной жизни все аспекты тесно связаны друг с другом, и разглядеть ценное оказывается не всегда просто. Вот почему в исследовании была предпринята попытка запросить рефлексию взрослых по этому поводу.
И что же обнаружили эксперты?
84,7 % опрошенных подтвердили максимальную значимость ценности здоровья и безопасности ребенка. Однако она не взята в собственную жизнь многими взрослыми!
Максимальное участие в ценности здоровья ребенка отметили уже 62,3 %. Истинная значимость здоровья для повседневной жизненной ситуации значительно ниже, чем декларируемая. Причем у педагогов, отвечавших из профессиональной позиции, она ниже, чем в ответах родителей.
Мы видим следующее: тот факт, что взрослые знают о важности ЗОЖ, вовсе не гарантирует их участие в формировании его ценности у школьников. Причем разница между этими показателями существенная!
В качестве завершающего размышления
Почти все ученики говорят о пользе здорового образа жизни — но, по всей видимости, только потому что «так надо». В реальной жизни большинство из них не высыпаются, а каждый третий школьник признается в наличии вредных привычек. Увы, разрыв между теорией и практикой огромен.
Здоровье — значимый ориентир нашей культуры. Однако сейчас в обществе и соответственно в образовании складывается ситуация, когда для ценного (в большом и малом) нет времени. Определяющими становятся авторитеты: люди пытаются отвечать требованиям других и/или соответствовать нормам. Жизнь превращается в выполнение списка предписаний. Напряжение, связанное с желанием всегда и везде отвечать требованиям, вызывает стресс. И здесь наблюдается два момента: ценность здоровья изъята из «списка формальных предписаний», следовательно, не является обязательной, кроме того, сама культура достижений не является здоровой.
Иллюстрации: Freepik.com