Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Правила ведения родительского чата: от хаоса— к конструктивному диалогу

Что важно знать педагогу, чтобы ведение родительского чата не стало причиной выгорания

Когда речь заходит о взаимодействии педагога и родителей, родительские чаты кажутся идеальным решением. Но то, что изначально задумывалось как удобный канал коммуникации, нередко превращается в нескончаемую ленту вопросов и восклицаний: «Сколько сдаем на подарки?», «К какому числу нужен костюм гнома?», «Срочно нужны желуди!» — и все это никак не связано с учебным процессом.

Проблему помогают решить четкие правила и разумные границы. Как наладить конструктивное общение и не потеряться в потоке сообщений — рассказывает Наталья Жабина, младший научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

Для чего нужен родительский чат и почему он превращается в хаос

Все просто: он нужен для информирования. Сообщить об изменениях в школьном расписании или предстоящем мероприятии гораздо удобнее одним сообщением в мессенджере, чем обзванивать 37 человек или надеяться на память учеников пятого класса. Для этой цели вполне может подойти и канал, где публиковать сообщения может только администратор — то есть педагог. Однако сегодня меняется восприятие форматов общения. Для многих родителей односторонняя форма коммуникации воспринимается как отсутствие желания идти на контакт и вызывает негативные эмоции. Все привыкли именно к чатам, где можно задать вопрос и получить ответ в удобное для себя время. Переписка постепенно заменяет живое общение, ведь не у всех есть время, чтобы лично прийти в школу.

В итоге родители пытаются адаптировать подобные «беседы» под свои нужды и привычки, игнорируя базовые правила коммуникации: задают вопросы поздно вечером, обсуждают успехи и проблемы ребенка «здесь и сейчас», выключают уведомления и пропускают важную информацию. Все это превращает родительский чат в источник хаоса и дополнительного стресса.

Разговор с практикующими педагогами помог выявить основные проблемы общения в родительских чатах. Ниже – разбор каждой из них.

Проблема № 1: отсутствие правил в родительском чате

«В нашем чате нет правил, и я об этом очень жалею. Это мое первое классное руководство, и я не думала, что со взрослыми людьми нужно так открыто прописывать правила — ведь все же должны понимать друг друга, правда? Оказалось, нет. Пока что я хоть закрепила свои рабочие часы, чтобы избежать претензий, почему в субботу не отвечаю. Но работы еще очень много».

Чтобы избежать недопониманий и конфликтов, правила работы чата лучше опубликовать сразу после его создания. Вот базовые правила родительского чата:

  1. Указывайте полное имя педагога или педагогов, если в группу добавлено несколько воспитателей или учителей.
  2. Обозначьте рабочие часы. Четко пропишите время, в которое педагог отвечает на сообщения.
  3. Ограничьте круг тем для обсуждения. Многие педагоги подчеркивают, что в родительском чате не обсуждаются вопросы, связанные с покупкой подарков, организацией праздников и т. п. Иногда прописывают, по каким вопросам можно обращаться в личные сообщения, но эта практика встречается реже.
  4. Уточните формат личного общения. Для обсуждения вопросов, не относящихся к учебному процессу, сообщите о возможных вариантах личной встречи с педагогом в рабочие часы и на территории образовательной организации.
  5. Запретите распространение нерелевантного контента. К нему относятся политические и экономические новости, юмористический контент и прочее, не связанное с учебным и воспитательным процессом.
  6. Закрепите важные ссылки. Например, на электронный дневник или школьное расписание.
  7. Добавьте памятки по организационным вопросам. В детском саду это может быть, например, инструкция по заказу питания: до какого времени нужно сообщить об отсутствии ребенка, чтобы не начислялась оплата.

Важно: не забудьте изменить настройки чата. В популярных мессенджерах можно запретить отправку голосовых сообщений, удаление сообщений другими людьми, назначение дополнительных администраторов, возможность копировать, пересылать и делать скриншоты сообщений и т. п.

Особое внимание стоит уделить профилю педагога в мессенджерах и социальных сетях. Лучше использовать отдельный аккаунт или максимально нейтральный профиль — без двусмысленных статусов, публичного списка подписок и подписчиков, ссылок на личные страницы. Проверьте, как пишется ваш ник, особенно если вы пользуетесь этим мессенджером уже долгое время.

Следование этим правилам помогает выстроить четкие рамки общения, сохранить профессиональную дистанцию и поддерживать атмосферу уважения и доверия.

Проблема № 2: важные сообщения остаются без внимания

«Больше все раздражает повторять одно и то же. Иногда вот буквально пишу, что и когда будет, а потом вижу 15 одинаковых вопросов: “а что именно будет?”, “а во сколько?” словно не могут две строчки прочитать, честное слово».

Такая ситуация далеко не редкость. Чаще всего дело в том, что сообщения звучат слишком официально и перегружены деталями. В них сложно вычленить главное, поэтому участники задают один и тот же вопрос несколько раз — просто чтобы разобраться.

Например, одно и то же сообщение может выглядеть по-разному:

Расставить смысловые акценты и привлечь внимание поможет форматирование текста и эмоджи. Перед отправкой также стоит проверить сообщение на опечатки, правила пунктуации и орфографии — иногда одна запятая меняет смысл всей фразы.

Но бывает и так, что сообщение написано прекрасно, а шквал вопросов все равно не утихает. Это может вызывать раздражение и ощущение, словно усилия, которые педагог прикладывает, чтобы донести информацию, бесполезны. В этом случае стоит мягко, но четко обозначать границы: некоторые педагоги используют формулировку «Все написано выше. Пожалуйста, прочитайте сообщение» и временно закрепляют самые важные посты.

Помните, если нужная информация уже есть в чате, а от вас ждут только личного ответа, вы не обязаны отвечать.

Проблема № 3: размывание границ общения и рабочего времени

«Меня не то, чтобы сильно нервировали подобные группы и сообщения, но работа с ними занимает довольно большой объем моего времени и даже нерабочего. Я не могу оставить вопрос без ответа, правда хочу помочь и считаю, что хороший педагог должен работать не только с детьми, а еще и со взрослыми, но это как зыбучие пески».

Онлайн-общение действительно сильно размывает границы между рабочим и нерабочим временем. То, что можно обсудить за 10 минут телефонного разговора, может растягиваться на часы и даже дни, создавая ощущение бесконечного диалога. Кроме того, особо оживленные родительские чаты становятся невидимой стороной работы педагога — их ведение не оплачивается отдельно и со стороны кажется простой задачей, но при этом забирает реальные силы. Справляться с этим можно следующим образом:

  1. Установите правила общения в чате родителей с учителем / воспитателем, о которых мы говорили ранее, и пропишите время, в которое вы готовы отвечать.
  2. Всегда используйте паузу для ответа. Даже если вы готовы отвечать на сообщения до 21:00, это не значит, что стоит реагировать сиюминутно. Небольшая пауза поможет родителям понять, что не каждый вопрос требует срочного ответа, а заодно — формулировать мысли точнее.
  3. Не старайтесь предвосхитить дальнейшие вопросы, потому что их еще не задали, а вы уже потратили время на ответ. Конкретный вопрос — конкретный ответ.

Эти простые шаги помогут превратить чат из источника выгорания в пространство взаимопонимания.

Проблема № 4: психологическое давление и страх быть неправильно понятым

«Я могу сказать честно: я плохо справляюсь с родительскими чатами. Иногда мне кажется, что меня там хотят просто разорвать, — каждое мое сообщение рассматривают под лупой и предъявляют какие-то совершенно непонятные претензии. Я словно постоянно оправдываюсь, как маленькая девочка, и сама не знаю, за что».

Иногда родительский чат может серьезно подрывать уверенность педагогов. Приходится много раз перечитывать сообщения перед отправкой: а правильно ли поймут? Не представят ли это потом в ином свете? Никто из педагогов не застрахован от непредсказуемой реакции других участников беседы. Но все-таки можно попытаться справиться и с такой ситуацией, если соблюдать следующие правила:

  1. Перечитайте сообщение перед отправкой вслух. Это поможет услышать, как оно звучит со стороны.
  2. Используйте простые и понятные формулировки, избегайте эмоциональной окраски и ярких, образных оборотов.
  3. Избегайте публичного обсуждения достижений или проблем конкретного ребенка. Лучше написать сообщение напрямую родителю или пригласить его в класс для личного общения.
  4. Если ситуация становится напряженной, то вы можете отказаться обсуждать ее онлайн. Если действительно будет что обсудить, семья ребенка воспользуется этой возможностью. Некоторые педагоги предпочитают в этих случаях обсудить вопрос по телефону или в личных сообщениях.

Ведение родительского чата — это тоже часть педагогической работы, и вы точно не одни в этом. Да, бывают сложные моменты непонимания и даже усталости, но у вас есть возможность выстраивать общение так, чтобы оно было комфортным для всех участников образовательного процесса и в первую очередь для вас. Четкие правила, спокойный тон, немного терпения и уважения к собственным границам — и чат может превратиться из источника стресса в полезный инструмент. Вы делаете большую и важную работу, и ваше спокойствие в этом процессе имеет значение не меньше, чем любые срочные объявления.

Обложка: Freepik.com

Автор

Наталья Жабина
Младший научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA

Публикации по теме