Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Учим старшеклассников не попадаться на уловки интернет-мошенников (часть 2)

Рекомендации эксперта МГПУ: показываем, как отличать реальные объявления от мошеннических с помощью игры

≈ 5 минут чтения

Из статьи вы узнаете, как с помощью увлекательной игры научить старшеклассников не попадаться на уловки интернет-мошенников. Все задания ученики выполняют индивидуально. Авторы методических материаловАнастасия Половникова, доцент, заместитель начальника департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук по развитию МГПУ, и Виктория Сидорова, ассистент департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук департамента МГПУ.

❗ Для работы следует раздать листовки каждому участнику игры — в статье вы найдете все необходимые материалы в формате PDF-файлов. В конце статьи — файл с полным перечнем заданий и игр.

Вводная часть. Разбор ситуации и постановка проблемы

Учитель напоминает историю из прошлого занятия, когда Ника попалась на уловки интернет-мошенников:

История

Ника: Я вчера купила духи, которые в магазине стоят 15 000 рублей, за 2000 рублей! Я так давно о них мечтала!

Максим: Акция?

Ника: Лучше. Промоутеры продавали духи на улице в честь открытия нового магазина с большой скидкой. Чтобы получить скидку, нужно было разместить сторис с отметкой этого магазина. Акция действовала только один день.

Максим: А как ты заплатила? Тоже на улице?

Ника: Ну да, по QR-коду. Еще был вариант расплатиться наличными, но у меня их не было.

Максим: Подозрительно… А ты после этого проверяла баланс на карте?

Ника (заходит в приложение банка): Не могу зайти в приложение… Пароль не подходит.

Максим: Кажется, они украли твои персональные данные, когда ты переводила деньги…

История для вводной части (скачать PDF-файл по ссылке).

Педагог поясняет, что в аналогичной ситуации может оказаться каждый, и если ребята помогут героям справиться, они поймут, как обезопасить себя в будущем.

Затем преподаватель предлагает сыграть в игру. Для этого в классе организуют три рабочие зоны, каждая из которых состоит из двух объединенных парт. Зоны в игре называют столами.

Учитель выдает рабочие листы с заданиями и объясняет правила:

Правила игры (скачать PDF-файл по ссылке).

Заметка для педагога:

  • Переход от стола к столу свободный. Или, если в группе много менее мотивированных учеников, — по сигналу (например, колокольчику).
  • Ученикам с низким образовательным уровнем можно не проходить все зоны, а сделать столько, сколько успеют.
  • На протяжении всей игры учитель передвигается от одного стола к другому и, если нужно, помогает.

📎 Как научить старшеклассников распознавать уловки мошенников, составлять надежные пароли и сохранять бдительность при переходе по ссылкам рассказываем в первой части статьи.

Основная часть. Игра

Форма работы: индивидуальная.

Стол № 1

За этим столом школьники учатся отличать реальные предложения продавцов от мошеннических.

Задание 1

Ученикам нужно определить, кто написал объявление: реальный продавец или мошенник. В таблице — задание с ответами и пояснениями, а в PDF-файле — версия без ответов для работы с учениками.

Стол № 1, задание 1 (скачать PDF-файл по ссылке).

О чем важно помнить учителю:

  • Эксперт рекомендует послушать рассуждения учеников и дополнить их выводы своими комментариями.
  • В процессе игры старшеклассники приходят к пониманию, что неоправданно низкая цена, оплата переводом на банковскую карту, дорогая техника в подарок и прочие признаки — почти всегда указывают на мошенников. Педагогу, в свою очередь, важно подчеркнуть этот факт.

Задание 2

Задача учеников — определить, что не так с предложением продавца.

 Стол № 1, задание 2 (скачать PDF-файл по ссылке).

Если ученики не могут найти ответ, учитель обращает внимание на два подозрительных момента:

  • Нику просят перейти по неизвестной ссылке.
  • Девушка не присылает скриншот, подтверждающий оплату, а пишет: «Перейдите по ссылке в банк, там написано, что операция проведена успешно». Но историю переводов можно посмотреть только в личном кабинете пользователя, ее не размещают в открытом доступе на сайте.

Педагог делает вывод, что Вика не должна была переходить по ссылке. Кроме того, она могла пожаловаться на профиль покупательницы администраторам сайта, чтобы ее заблокировали.

Стол № 2

За этим столом учащиеся совершенствуют умение отличать реальные предложения от мошеннических.

Задание 1

Учитель озвучивает историю: «У Вовы и Ники есть 100 тысяч рублей, которые они решили не тратить, а выгодно вложить, чтобы получить доход – увеличить имеющуюся сумму. Прежде чем выбрать, каким образом увеличить доход, они посоветовались с Максимом, который дал им несколько советов». Задача: прочитать и прокомментировать советы Максима.

Стол № 2, задание 1 (скачать PDF-файл по ссылке).

Задание 2

Затем педагог просит определить, какое предложение настоящее, а какое — мошенническое. В таблице — задание с ответами и пояснениями. Версия для печати без ответов — ниже, в PDF-файле.

Стол № 2, задание 2 (скачать PDF-файл по ссылке).

Стол № 3

За этим столом старшеклассники учатся сохранять бдительность при виде объявлений о возврате потерянных денег и составлять заявление в полицию.

Задание 1

Цель задания — подвести учеников к выводу, что обычно только мошенники предлагают вернуть потерянные деньги за небольшую плату, не предоставляя гарантий. Они торопят с решением, а также используют фальшивые отзывы об успешных возвратах больших сумм. Так мошенники пытаются воспользоваться уязвленным состоянием потенциальной жертвы.

Стол № 3, задание 1 (скачать PDF-файл по ссылке).

Задача — отметить в рабочем листе признаки, которые говорят о мошенничестве и помогают понять, что Вове не стоит выбирать такой способ возврата денег.

Задание 2

Задача — найти причины для обращения в полицию и записать их в рабочий лист.

 Стол № 3, задание 2 (скачать PDF-файл по ссылке).

Причины, которые могут выявить старшеклассники:

  • Обращение в полицию — единственный законный способ найти и наказать мошенника.
  • Появится шанс вернуть деньги.
  • Если мошенника найдут — меньше людей пострадает от его действий.

Задание 3

Следующее задание — написать заявление в полицию. Для этого учитель раздает распечатанный пример заявления и озвучивает рекомендации.

Как подать заявление:

  • Способ 1. Позвонить по номеру «112».
  • Способ 2. Написать заявление на сайте МВД России.
  • Способ 3. Написать заявление в дежурной части.

Как написать заявление:

  • Писать только то, что знаешь.
  • Излагать мысли подробно и ясно.
  • Указывать четкие факты: название сайта, точное время и так далее.
  • Озвучить или написать требование: «Привлечь виновных к ответственности и возместить ущерб».

Пример заявления (скачать PDF-файл по ссылке).

После этого учитель просит учеников помочь Вове составить заявление на основе фактов, данных в задании. Необязательно использовать факты в том порядке, как они описаны, главное — использовать их все.

Стол № 3, задание 3 (скачать PDF-файл по ссылке).

Важно проговорить ученикам следующую мысль: заявление не гарантирует, что мошенников найдут, а деньги вернут. Но это единственный законный способ, который может помочь добиться справедливости.

Завершающая часть

Финальный этап зависит от результатов игры. Ниже — два варианта.

Вариант 1. Все ученики выполнили все задания вовремя

Преподаватель просит старшеклассников вернуться на свои места и подвести итог. Например, каждый ученик может по очереди озвучить главное правило, которое он возьмет с собой. При этом ответы не должны повторяться.
 
Подсказка: учитель может распечатать облако слов — так старшеклассникам будет проще формулировать ответы.

Облако слов для помощи ученикам (скачать PDF-файл по ссылке).

Вариант 2. Не все успели выполнить задания

Старшеклассники объединяются в пары или группы: ученики, которые выполнили все задания, присоединяются к тем, кто не успел. После все делятся полученными знаниями и выводами.

Вместо итога

Желаемый практический результат внеурочного занятия — научить учеников отличать реальные объявления от мошеннических и составлять заявление в правоохранительные органы. Также важно подвести старшеклассников к мысли, что полиция может не поймать киберпреступника, поэтому им следует в первую очередь самим сохранять бдительность в Интернете.

PDF-файл с полным перечнем перечисленных выше заданий можно скачать по ссылке. Увлекательных внеурочных занятий!

Обложка: Freepik.com

Научный консультант

Анастасия Половникова
Заместитель руководителя департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук департамента института гуманитарных наук МГПУ, кандидат педагогических наук

Научный консультант

Виктория Сидорова
Ассистент института гуманитарных наук МГПУ

Публикации по теме