Учим старшеклассников не попадаться на уловки интернет-мошенников (часть 1)
Всё, что нужно для организации внеурочной деятельности: план занятия, задания и рекомендации от эксперта МГПУ
Из этой статьи вы узнаете, как научить старшеклассников распознавать распространенные уловки мошенников, составлять надежные пароли, сохранять бдительность при переходе по подозрительным ссылкам и соблюдать другие правила безопасности в интернете. Авторы методических рекомендаций — доцент, заместитель руководителя департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук департамента института гуманитарных наук МГПУ Анастасия Половникова и ассистент департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук департамента МГПУ Виктория Сидорова.
❗ Под каждым заданием вы найдете PDF-файл с заданием — его можно скачать, распечатать и раздать ученикам на занятии. А в конце статьи — файл с полным перечнем заданий и игр.
Вводная часть. Разбор ситуации и постановка проблемы
Вначале учитель раздает каждому ученику листок с историей.
История
Ника: Я вчера купила духи, которые в магазине стоят 15 000 рублей, за 2000 рублей! Я так давно о них мечтала!
Максим: Акция?
Ника: Лучше. Промоутеры продавали духи на улице в честь открытия нового магазина с большой скидкой. Чтобы получить скидку, нужно было разместить сторис с отметкой этого магазина. Акция действовала только один день.
Максим: А как ты заплатила? Тоже на улице?
Ника: Ну да, по QR-коду. Еще был вариант расплатиться наличными, но у меня их не было.
Максим: Подозрительно… А ты после этого проверяла баланс на карте?
Ника (заходит в приложение банка): Не могу зайти в приложение… Пароль не подходит.
Максим: Кажется, они украли твои персональные данные, когда ты переводила деньги…
История для вводной части (скачать PDF-файл по ссылке).
Концовку рассказывает сам учитель: «Оказывается, Ника ввела данные карточки после того, как перешла по QR-коду на фишинговый сайт. Затем мошенники быстро подобрали пароль к ее мобильному банку — это была простая комбинация цифр ”123456”. К счастью, на карте было мало денег и поживиться им не удалось».
❗ На что важно обратить внимание педагогу во время обсуждения: Ника попала в руки к мошенникам, потому что хотела купить духи, о которых давно мечтала. Это помешало критически оценить ситуацию, и девушка попалась на уловку мошенников: низкую цену и ограниченный срок действия акции. Вдобавок Ника использовала пароль, который было легко взломать.
Основная часть. Освоение содержания
Задача педагога — донести до учеников, насколько важно использовать сложные пароли. Подчеркнуть, что, даже если школьник случайно сообщит часть своих персональных данных, надежный пароль сможет защитить его от взлома.
Задание 1
Форма работы: индивидуальная.
Учитель продолжает историю: в ней Максим предлагает Нике сменить пароль и объясняет, как придумать надежный.
Как придумать надежный пароль
Используй:
☺️ больше 12 символов;
☺️ прописные и строчные буквы;
☺️ необычные сочетания слов. Например, «коровазабыласлово» или «враччиталкино»;
☺️ специальные символы: ! ” # $ % & ‘ ( ) * + , – . / : ; < = > и другие.
Не используй:
😐 свое имя или фамилию, дату рождения, имя питомца;
😐 очевидные сочетания, как 12345 или qwerty.
Памятка «Как придумать надежный пароль» (скачать PDF-файл по ссылке).
После того как ученики ознакомятся с рекомендациями, педагог раздает каждому распечатку с заданием и набор стикеров. Оставляем задание с ответами на картинке ниже, а без ответов — в PDF-файле под картинкой. Памятка для учителя «Какие пароли можно считать надежными» также в прикрепленном файле.

Основная часть, задание 1 (скачать PDF-файл по ссылке).
Задание 2
Форма работы: индивидуальная.
Следующее задание для учеников — придумать себе пароль и проверить его надежность на сайте лаборатории Касперского. Здесь следует обозначить, что лаборатория Касперского — одна из больших мировых компаний в сфере компьютерной безопасности и защиты персональных данных.
Что важно сделать педагогу:
- Дать подсказку: лучший пароль — тот, в котором используются разные типы символов (буквы, цифры и спецсимволы).
- Уточнить, что на сайте Касперского нет авторизации и введенные данные не сохраняются: риск, что они попадут к мошенникам, практически нулевой. Такой вход на сайт можно сравнить с потерей ключа от дома в другой стране: если на нем нет имени или бирки с информацией, хозяину дома ничего не грозит.
Если старшеклассники легко и быстро справляются с заданием, можно усложнить задачу — попросить придумать неочевидный ответ на кодовый вопрос при регистрации. Например, на вопрос «Кличка вашего первого питомца?» можно дать ответ «слонтанцуетподдождем».
Основная часть. Решение проблемы
В этой части класс узнает, как мошенники общаются. Для этого педагог показывает видео.

QR-код для просмотра видео
Затем учитель спрашивает у старшеклассников, сталкивались ли они или их знакомые с такими ситуациями. И если да — удалось ли им не попасться на уловки.
Задание 3
Форма работы: индивидуальная.
Педагог заранее готовит для каждого ученика распечатку с утверждениями, клей и шесть нумерованных красных флажков с порядковым значением. Также можно раздать вместо флажков маркеры, чтобы школьники указывали цифры прямо в тексте.
Задание для старшеклассников: снова открыть диалог Ники и Максима (вводная часть, история) и прочесть распечатку с четырьмя утверждениями. Затем найти в диалоге те предложения, которые соответствуют утверждениям, и наклеить на них флажок с соответствующим номером (или написать маркером).
К примеру, первое утверждение «стоимость товара явно занижена» соотносится с первым предложением в тексте: «Представляешь, я вчера купила духи, которые в магазине стоят 15 000 рублей, за 2000 рублей!», — значит, ученики наклеивают на него флажок «1».
- Стоимость товара явно занижена.
- Продажа производится не в магазине, а на улице.
- Предлагаются удобные для продавца, но неофициальные способы оплаты.
- Бдительность потенциальной жертвы усыпляется необходимостью совершения быстрых действий «здесь и сейчас» и ограниченностью предложения.
Основная часть, задание 3 (скачать PDF-файл по ссылке).
Задание 4
Форма работы: групповая или в паре.
Здесь также нужно распечатать карточки с красными флажками (вместо флажков можно использовать красные маркеры).
Учитель говорит, что передать информацию мошенникам в интернете можно, даже не заметив этого, и чтобы подкрепить утверждение, раздает каждой паре или группе шесть карточек. Задача — отметить красными флажками или маркерами то, что выдает мошенников. В конце все группы обсуждают свои ответы.
Карточка 1. «Подарочный» сертификат, для получения которого нужно подписаться на сообщество через мессенджер, ввести номер телефона и код из SMS.
Карточка 2. Сообщение о компромате, который удалят за вознаграждение.
Карточка 3. Предложение большего количества денег за небольшую сумму. К примеру, успешный предприниматель готов делиться прибылью с другими, потому что ему некуда девать деньги.
Карточка 4. Обвинение в нарушении закона (часто несуществующего) и предложение спасти от суда за некоторую сумму.
Карточка 5. Предложение участия в розыгрыше от блогера, за участие в котором нужно заплатить, перейдя по ссылке.
Карточка 6. Приказы или распоряжения правительственных организаций о начислении денег после того, как человек заплатит госпошлину, налог или комиссионные.
Основная часть, задание 4 (скачать PDF-файл по ссылке).
Динамическая пауза
Форма работы: групповая.
Учитель просит старшеклассников встать и начинает зачитывать утверждения. Если ученики согласны — они хлопают. Если нет — садятся. К слову, необязательно использовать конкретно хлопки — школьники могут выражать согласие любым способом, например, топать или прыгать.
В таблице — утверждения. Зеленым отмечены верные, красным — неверные.

Задание для динамической паузы (скачать PDF-файл по ссылке).
Завершающая часть. Закрепление и рефлексия
Форма работы: индивидуальная или групповая.
Учитель спрашивает: «Как мы можем уберечь себя от мошенничества в интернете? Чего нельзя делать, если с вами связались мошенники?». А после дает итоговое задание: сформулировать советы, как защититься от мошенников.
«Советы могут отличаться по формулировке, но по смыслу должны повторять тезисы занятия», — подытоживает Анастасия Половникова.
Вместо итога
Желаемый практический результат внеурочного занятия — научить учеников распознавать мошеннические уловки и сформировать навыки безопасного поведения в интернете. При этом финальный план внеурочного занятия остается за педагогом — он решает, какие задания в него включить и, если нужно, адаптирует их.
PDF-файл с полным перечнем перечисленных выше заданий можно скачать по ссылке.
Увлекательных внеурочных занятий!
Обложка: Freepik