Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Молодому педагогу: организация внеурочной деятельности для учеников младших классов

Примеры форм от эксперта МГПУ

В этой статье — примеры форм организации внеурочной деятельности для учеников младших классов, рекомендованные доцентом департамента педагогики ИППО МГПУ Полиной Араповой i. Они помогут молодому педагогу провести событие в классе так, чтобы оно принесло как можно больше пользы школьникам.

Все примеры взяты из методички, но это не значит, что их нужно воспроизводить точь-в-точь «как по методичке» — есть риск лишиться спонтанности и креатива. Так что привносить свое и подхватывать идеи учеников — можно и нужно.

Несколько советов на старте

О чем полезно помнить:

  • Держим в голове цель организации внеурочной деятельности. Эта деятельность нужна в первую очередь для развития мягких навыков: креативности, коммуникабельности, умения критически мыслить. 
  • Придерживаемся «правил» темы от начала до конца. К примеру, если школьники играют в путешественников, рекомендуется называть их путешественниками на протяжении всей игры и придерживаться ролей. Даже нарушения правил лучше фиксировать в игровой форме, например, так: «Кажется, член экипажа может упасть за борт!». Эти действия помогут не только «вжиться» в игру, но и укрепить доверие между учениками и педагогом.

Форма организации внеурочной деятельности: знакомство

Ниже — три варианта организации внеурочной деятельности, которые помогут ученикам больше узнать друг о друге. 

Веер имен. Если школьники еще не знакомы, педагог может провести «Веер имен». Суть следующая: сначала представляется первый ученик (допустим, «Саша»), затем второй повторяет его имя и называет свое, например, «Саша, Петя», потом третий и так до последнего.

Круг знакомств. Все участники садятся в круг. В центре стоит стул, на который по очереди садятся ученики: тому, кто на нем оказывается, задают вопросы. «Во что ты любишь играть?», «Какая у тебя любимая шоколадка?», «Любишь ли ты рисовать?» — вопросы могут быть любимыми. При этом школьник имеет право не отвечать на вопросы, если они ему не понравятся.

О моем соседе. Ученики садятся друг напротив друга и называют достоинства своего соседа. Чтобы упростить задачу, педагог может попросить представить соседа в любом образе — капитаном космического корабля, феей волшебного леса, ветеринаром на кроличьей ферме — а потом описать, почему тот бы справился ролью. 

Например, ответы могут такими: «Я вижу Данилу капитаном космического корабля, потому что он быстрее всех бегает на физкультуре, а еще всегда помогает другим» или «Паша был бы хорошим ветеринаром на ферме: он добрый и очень любит животных»

Форма организации внеурочной деятельности: игра

Игры раскрывают и объединяют учеников, дают шанс ощутить связь друг с другом.

Особенно интересны ролевые игры: во-первых, они помогают преодолевать эгоцентризм — «надевая чужую маску», школьники учатся смотреть на себя со стороны и понимать других. А, во-вторых, позволяют произнести то, что в жизни сказать трудно.

На заметку: еще лучше, когда ученики обмениваются ролями, — так они начинают смотреть на мир сразу с нескольких точек зрения.

Незнакомый город. Учитель делит школьников на малые группы: теперь они — путешественники, а он — гид. Педагог говорит: «Вы приехали в незнакомый город, у вас есть номер в отеле и целый свободный день. Куда вы пойдете?». Казалось бы, простой вопрос, но он дает ученику повод задуматься о том, что ему важно.

Потом учитель раскладывает на столе картинки с изображениями разных мест. Это может быть что угодно: спортивная школа, кинотеатр, студия звукозаписи, музей, парк. А после — просит придумать, как можно необычно представить эти локации, допустим, через загадку, проблемный вопрос, притчу, интересную историю. Таким образом каждая группа выстраивает маршрут экскурсии.

В конце игры ученики делятся мнениями: рассказывают, что думают о получившихся экскурсиях и каково им было работать в группах.  

Счастливый билет. Педагог предлагает каждому школьнику вытянуть карточку — в игре ее называют «счастливым билетом». На карточках описаны разные ситуации, например, «иметь много друзей», «попасть на концерт любимой группы», «петь в известной группе», «поехать в Диснейленд» и так далее. Когда ученик вытягивает карточку, он либо берет ее, либо отказывается, объясняя свой выбор. Цель организации внеурочной деятельности — научиться делать осознанный выбор.

Идем в поход. Учитель предлагает представить, что класс едет в поход, и дает задания:

  • составить список необходимых вещей. Обычно это палатка, спальник, одежда, обувь, набор для еды, котелок, фонарик, спички, аптечка и так далее;
  • придумать рацион;
  • собрать вещи в рюкзак. Это задание ученики выполняют в самом классе: педагог предлагает им упаковать заранее подготовленные вещи.

После этого можно вместе спеть песню под гитару, предварительно распечатав слова на листочке или показав их на экране.

Эксперт рекомендует играть в спортивном зале — там больше места. Как правило, говорит она, после такой встречи появляется желание сходить в настоящий поход.

Форма организации внеурочной деятельности: свободное творчество

Такая форма организации внеурочной деятельности помогает осознать личностный потенциал. Даже если школьник не успевает по каким-то предметам, он может раскрыться в творчестве.

К тому же, работая в группах, ученики вместе генерируют идеи, что опять же тренирует навык сотрудничества.

Мир другими глазами. Педагог просит школьников составить групповой рассказ от имени разных людей, живых существ и неживых объектов. Например, задание можно сформулировать так: «Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате — опишите один день своей воображаемой жизни».

Бумажные фантазии. Учитель раздает каждой группе лист ватмана, цветную бумагу и клеящие карандаши. Задача — создать вместе композицию с помощью техники отрывной аппликации. Эта методика помогает сформировать навыки группового взаимодействия, творчески выразиться и снять эмоциональное напряжение.

Букет настроений. Педагог предлагает каждому выбрать цвет бумаги и вырезать из нее фигурку, которая передает внутреннее состояние школьника, а потом — просит учеников по очереди приклеить фигурки на лист бумаги. В итоге класс видит «букет состояний». Учитель также может попросить придумать групповой рассказ о настроении, чтобы ребята научились лучше понимать эмоции друг друга.

Форма организации внеурочной деятельности: блокнот

С групповыми формами деятельности разобрались. Коротко расскажем о том, как можно организовать индивидуальную работу со школьниками. Например, педагог может предложить ученикам завести блокнот, с помощью которого они будут учиться размышлять, развивать творческие навыки, узнавать себя.

Я люблю. Учитель просит каждого ученика рассказать, что тот любит делать. Это может быть что угодно: танцы, футбол, фотографирование и так далее. Форму выбирает сам ученик: он может нарисовать свое любимое занятие, описать или просто сформулировать мысленно.

Школьная форма. Здесь педагог предлагает ученику представить себя дизайнером и нарисовать в блокноте школьную форму мечты, которая бы понравилась и мальчикам, и девочкам.

Солнышко. Учитель просит нарисовать в блокноте солнце, а на каждом лучике написать качество, за которое ученик себя уважает. Например, «добрый», «умный», «заботливый» и так далее. Это поможет школьнику стать себе «хорошим другом» и усилить свои достоинства.

Главное

  • Цель организации внеурочной групповой деятельности — развитие мягких навыков: креативности, коммуникабельности, творческого мышления и других.
  • Помочь ученикам лучше узнать друг друга может знакомство в игровой форме. С помощью игры ученики учатся общаться и договариваться друг с другом, узнавать себя и понимать других. 
  • Свободное творчество помогает увидеть личностный потенциал школьника, а совместное творчество тренирует навыки сотрудничества.

iАрапова П. И. Учебно-методическое пособие «Организация групповой деятельности школьников», изд. 2. скачать
Обложка: Freepik

Публикации по теме