Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Как учителю построить доверительные отношения с учениками

Простые правила, которые помогут найти подход к каждому ребенку

Доверие — основа любых отношений, в том числе образовательных. Именно от учителя зависит, будет ли в классе царить атмосфера понимания и сотрудничества, или же это будет ежедневная борьба за дисциплину. Построить доверительные отношения с учениками — задача непростая, но вполне выполнимая.

Доверительные отношения с учениками: ключевые принципы

Простой эксперимент: вспомните, какие учителя в школе лично вам нравились больше всего. Скорее всего, те, кто умел выслушать, был справедлив в своих решениях и уважал мнение каждого. Именно эти качества и есть основа доверительных отношений с учениками. Используйте их в своей работе.

1. Будьте источником разнообразного знания и опыта. Покажите, что к вам можно обратиться не только с вопросами по учебному предмету, но и за советом.

2. Используйте нестандартный подход к процессу обучения. Учебная вовлеченность ребят будет выше, если и вам будет интересно на уроке.

3. Будьте последовательны в своих решениях и действиях. Соотносите все за и против, прежде чем установить какое-либо правило. Установив правило, придерживайтесь его.

4. Учитывайте особенности детей разного возраста. То, что работает с малышами, не работает с подростами и наоборот.

Как поддерживать дисциплину в классе без давления и конфликтов

Поддерживать дисциплину в классе не всегда просто. Школьники могут проверять вас на прочность, особенно если вы всего на несколько лет старше их. Важно помнить: дисциплина не строится на страхе и угрозах. Силой, принуждением и чрезмерной строгостью невозможно добиться уважения.

Дети не ждут, что вы будете мягким или, наоборот, строгим учителем. Они хотят понимать правила: что можно, а что нельзя делать на уроке. Если бытовые моменты, вроде выхода из класса или наличия запасной ручки, будут им известны заранее, то у ребят не будет необходимости лишний раз отвлекать вас и отвлекаться самим. Когда правила понятны, а учитель последователен, соблюдение норм становится привычным делом.

Если с дисциплиной все-таки возникают проблемы, эксперты МГПУ советуют:

  1. Сместить фокус внимания. Не надо тратить все силы на борьбу с нарушителями, лучше постараться вовлечь в занятие учеников, которые проявляют интерес.
  2. Слушать и слышать. Бывает, что нарушение дисциплины — это способ ребенка сообщить о проблеме. Если школьник срывает урок, стоит прислушаться к тому, что конкретно он говорит в этот момент. Услышьте, что ребенок хочет донести, предложите обсудить проблему.
  3. Сохранять самообладание и не переходить на личности. Иногда для решения конфликта хватает спокойствия учителя. Ученик должен ясно осознавать, что проблема не в нем самом, а в ситуации, которая сложилось.
  4. Быть справедливым и последовательным. Уважение возникает тогда, когда ученики чувствуют равное отношение. Не демонстрируйте открытое недовольство одними и снисходительность к другим.

Бывает, что проблемы с дисциплиной заходят слишком далеко и требуют вмешательства родителей, администрации школы или психолога. Не ждите, пока в классе воцарится хаос, обратитесь за помощью к коллегам. Они окажут необходимую поддержку и помогут решить вопросы максимально эффективно.

Как и зачем учитывать индивидуальные особенности школьников

В классе всегда есть ученики, которым требуется особое внимание. Кто-то переживает трудные моменты и может вести себя агрессивно, кто-то нуждается в поддержке в силу своих особенностей. К каждому из них нужно найти подход. Попробуем разобраться, как можно действовать в каких ситуациях.

  • Агрессивные ученики → задача педагога — уменьшить напряжение. Оставайтесь спокойным и уверенным, контролируя собственные эмоции.
  • Дети из другой культурной среды → культурные различия могут приводить к недоразумениям и снижать уверенность детей. Чтобы избежать стереотипов и помочь таким детям адаптироваться, полезно делать акцент на заданиях, где важно взаимодействие и сотрудничество. Покажите, что вклад каждого ценен. Учите детей взаимопониманию и уважению.
  • Дети, переживающие кризисные состояния → если ребенок столкнулся с серьезными переживаниями, такими как болезнь, утрата, авария, нужно поддержать его. Поведение ребенка может измениться — запаситесь терпением и будьте готовы выслушать. Покажите, что рядом взрослый, которому он может довериться.
  • Неуверенные в себе дети → в общении с учеником, не уверенным в своих способностях, полезно делать акцент на его сильных сторонах. Постарайтесь найти вид деятельности, в котором ребенок точно будет успешен: например, он хорошо рисует и может оформить плакат для занятия. Так вы сможете создать позитивный опыт, который будет поддерживать ребенка.
  • Дети с ОВЗ → заранее изучите особенности здоровья ребенка, чтобы создать для него комфортную среду и адаптировать процесс обучения. Одна из главных задач педагога — помочь ребенку в налаживании отношений в коллективе и преодоление социального барьера.

На пути к построению доверительных отношений с учениками

В основе доверительных отношений с учениками всегда лежит уважение и понимание педагогом уникальности каждого ребенка. Если вы научитесь балансировать между контролем и поддержкой, то с большой вероятностью станете для школьников тем самым учителем, на уроки которого вы торопились когда-то сами.

В других статьях цикла «В помощь молодому педагогу» рассказываем:

Автор текста: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik.ru

Публикации по теме