Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Как супервизия помогает справляться с профессиональными сложностями

Рассказывает профессиональный супервизор

Представьте ситуацию: молодая учительница впервые входит в класс после выпуска из университета. Ученики шумят, дисциплина нарушена, и тщательно спланированный урок рушится буквально на глазах. Или другая история: опытный профессор, который долгие годы успешно преподавал свою дисциплину, внезапно сталкивается с изменениями в учебном плане. Традиционные методы преподавания больше не работают, а новые требуют быстрой перестройки. Адаптация — необходимость, а не выбор. Как оперативно перестроиться и при этом сохранить качество?

Подобные сценарии знакомы педагогам и часто заставляют испытывать тревогу и неуверенность в своих силах. Именно здесь на помощь приходит супервизия — метод профессиональной рефлексии, который помогает переосмыслить сложную ситуацию, вернуть уверенность в собственных силах и найти оптимальное решение. 

Рассказать о нем подробнее мы попросили Анну Данилину, руководителя Комитета по развитию образовательных программ и профессиональных стандартов Национальной ассоциации супервизоров.

Как работает супервизия: принципы, форматы, польза

Супервизия в самом простом понимании — встреча двух профессионалов, один из которых помогает другому улучшить самооценку в условиях текущих профессиональных затруднений и найти разрешение ситуации, которая эту самооценку пошатнула.

Вот несколько ключевых принципов, которые делают этот подход эффективным:

  1. Разнообразие форм. Супервизия может проводиться как индивидуально, так и в группах. Индивидуальная супервизия позволяет глубже проработать частные профессиональные вопросы, а групповая — обогатить свой опыт через взаимодействие с коллегами. Выбор формы зависит от договоренностей супервизора и супервизанта с учетом обоюдных возможностей и представлений об ожидаемом результате.
  2. Рефлексия. Важнейший элемент супервизии — это способность анализировать собственные действия и эмоции. Педагог учится смотреть на свою работу со стороны, выявлять ошибки и находить способы улучшения. Этот процесс развивает критическое мышление и повышает уровень осознанности.
  3. Поддержка и сотрудничество. Супервизор как равный в профессии может помочь своему коллеге выстоять в ситуации кризиса: не возвышаясь, а поддерживая, укрепляя его уверенность в том, что справиться с задачей возможно и посильно — в своем темпе, своем ритме, со своими ресурсами, ради своих целей.
  4. Развитие профессиональных навыков. Через супервизию педагог получает доступ к новым знаниям и методикам, которые улучшают качество его работы.

Важно, что роли супервизора и супервизанта могут меняться в зависимости от ситуации, а, значит, помощь, как и возможность проявить свою экспертную позицию, может получить каждый.

Как поддерживать коллег и не забывать о себе: советы супервизора

Говорят, что частицу «не» мы часто не замечаем в тексте и речи. Но в данном случае она критически важна. Поговорим о том, что НЕ следует делать или упускать из виду, если вы действительно хотите помочь коллеге, а не оставить его один на один с профессиональными трудностями.

  • НЕ проходите мимо. Порой одного вашего присутствия уже достаточно для помощи — иногда человеку бывает необходимо просто высказаться. Сам факт проговаривания проблемы в доверительной обстановке уже снижает эмоциональное напряжение. Даже если вы не обладаете конкретным знанием по той проблематике, с которой столкнулся коллега, найдите возможность быть с ним здесь и сейчас.
  • НЕ подменяйте профессиональную рефлексию личным мнением. Даже если вы глубоко погружены в контекст и уже сталкивались с проблемой, похожей на ту, о которой слышите от коллеги, не всегда решение, которое помогло вам, будет подходящим. Хотя на первых порах супервизорской работы соблазн поделиться в ответ своими переживаниями и достижениями будет велик, супервизору нужно уметь отключаться от личного опыта и переключаться на поддержку индивидуального движения коллеги к его собственному решению.
  • НЕ ждите немедленного результата. Супервизия создает пространство для самостоятельных решений. Высказанные вами идеи могут быть полезны не сразу, а позже, в переосмысленном виде. Кроме того, не забывайте, что один из принципов супервизии — добровольность как в плане запроса, так и в плане следования полученным рекомендациям. Однако это не отменяет ответственности супервизора за корректную подачу информации. Важно соблюдать принципы конструктивной обратной связи, опираться на факты и учитывать эмоциональное состояние коллеги.
  • НЕ стесняйтесь просить о помощи сами. Каждому специалисту, даже супервизору, время от времени тоже нужна помощь — в этом нет ничего страшного и тем более умаляющего ваше профессиональное достоинство. Адекватность самовосприятия как раз и проявляется в том, что мы должны быть готовы не только оказывать помощь, но и просить о ней и принимать её.

Вместо итога

Супервизия — это не просто поддержка в сложных ситуациях, но и эффективный способ профессионального развития. Она помогает педагогам развивать навыки саморефлексии, улучшать взаимодействие с учениками и коллегами, а также адаптироваться к изменениям в образовательной среде. Даже если педагог не выносит свою конкретную проблему на обсуждение в группе, супервизия позволяет увидеть схожие кейсы, переложить их на свой опыт и найти ответы.

Автор текста: Анна Данилина, ученый секретарь ученого совета МГПУ, руководитель Комитета по развитию образовательных программ и профессиональных стандартов Национальной ассоциации супервизоров, автор телеграм-канала «Я SUPERвижу тебя!», кандидат филологических наук
Фото: Freepik.com

Публикации по теме