Как развивать культуру образовательных отношений: советы экспертов
Практические пошаговые рекомендации для педагогов, родителей и администрации школ
Миронова А. В., Коновалов А. Ю., Нехорошева Е. В., Касаткина Д. А., Авраменко В. Г.
Значение эффективной коммуникации в образовании сложно переоценить. Эксперты отмечают: «Не всегда тактики, используемые для облегчения коммуникации, оказываются этичными и корректными для всех: происходит нарушение личных границ, манипулирование». Неудивительно, что довольно часто в СМИ возникают публикации о конфликтах, испорченных отношениях между педагогами и родителями, администрацией школы. О том, как развивать культуру образовательных отношений, поговорим в статье.
Культура образовательных отношений глазами родителей, учителей и администрации школ
Исследователи лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ пообщались с педагогами, родителями и администрацией московских школ, чтобы выяснить:
- что каждая из сторон считает основой эффективного взаимодействия в школьном коллективе;
- что препятствует налаживанию партнерских отношений;
- как разрешаются конфликтные ситуации;
- какие тактики и приемы помогают наладить коммуникацию.
На основе данных опроса ученые разработали отдельные рекомендации для всех участников образовательных отношений:
- родителей и педагогов;
- педагогов и администрации школы;
- администрации и Департамента образования и науки города Москвы.
Некоторые универсальные рекомендации, которые могут улучшить общую культуру образовательных отношений, рассмотрим ниже.
Рекомендация № 1: определите общие ценности
Учителя и родители могут по-разному расставлять приоритеты: для одних важнее учебные результаты, для других — сплоченный коллектив, для третьих — чтобы у детей было свободное время. Однако существуют ценности, общие для всех:
- безопасность образовательной среды;
- взаимное уважение всех участников образовательного процесса;
- качество образования.
Когда все участники образовательных отношений действуют исходя из этих ценностей, им проще находить точки соприкосновения и совместно поддерживать благополучие детей.
Родители и школа: почему важна эффективная коммуникация?
📎 Исследование пользовательского опыта родителей во взаимодействии с цифровыми сервисами московской системы образования.
Рекомендация № 2: используйте конструктивные формы диалога
Вне зависимости от роли в образовательном процессе важно оставаться спокойным и уметь эффективно управлять диалогом. Помочь в этом могут следующие коммуникативные техники. Например:
- рефлексивные вопросы — уточнение и переосмысление позиций;
- отражение чувств — подтверждение эмоций собеседника;
- ранжирование — расстановка приоритетов;
- резюмирование — подведение итогов сказанного.
Ученые объясняют: «Важно не просто позволить человеку выговориться, а конструктивно направить его на формулирование значимых для него смыслов и интересов».
Рекомендация № 3: при совместном обсуждении проблем используйте алгоритм разрешения конфликтных ситуаций
Если возникает необходимость собрать совет профилактики или организовать другие коллективные обсуждения проблем, полезно придерживаться следующего алгоритма.
- Подготовьтесь. Проанализируйте причины и подумайте о возможных решениях.
- Организуйте встречу. Подумайте над рассадкой: хорошо, если она будет круговой.
- Обеспечьте равенство. Дайте возможность высказаться всем участникам.
- Назначьте модератора. Он будет следить, чтобы каждый был услышан и понят.
- Разберите ситуацию. Проговорите мотивы и причины случившегося, педагогические методы, которые были использованы, особенности личности ребенка.
- Найдите решение, в реализации которого могут участвовать родители, педагоги, представители администрации и сами дети.
- Определите план действий. Пропишите конкретные шаги каждого участника.
Культура образовательных отношений: версия 2.0
Подробнее о том, как вывести коммуникацию в образовательном процессе на новый уровень, можно узнать в дайджесте исследования ученых МГПУ «Не кричите на меня!».
«Атмосфера совместного педагогического творческого поиска формирует чувство справедливости и безопасности среди всех участников процесса», — утверждают исследователи. Пусть этот поиск поможет сблизить родителей, педагогов и всех участников образовательных отношений на пути к поддержанию благополучия детей.
Автор текста: Татьяна Сандакова