Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Как развивать культуру образовательных отношений: советы экспертов

Практические пошаговые рекомендации для педагогов, родителей и администрации школ

Миронова А. В., Коновалов А. Ю., Нехорошева Е. В., Касаткина Д. А., Авраменко В. Г.

Значение эффективной коммуникации в образовании сложно переоценить. Эксперты отмечают: «Не всегда тактики, используемые для облегчения коммуникации, оказываются этичными и корректными для всех: происходит нарушение личных границ, манипулирование». Неудивительно, что довольно часто в СМИ возникают публикации о конфликтах, испорченных отношениях между педагогами и родителями, администрацией школы. О том, как развивать культуру образовательных отношений, поговорим в статье.

Культура образовательных отношений глазами родителей, учителей и администрации школ

Исследователи лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ пообщались с педагогами, родителями и администрацией московских школ, чтобы выяснить:

  • что каждая из сторон считает основой эффективного взаимодействия в школьном коллективе;
  • что препятствует налаживанию партнерских отношений;
  • как разрешаются конфликтные ситуации;
  • какие тактики и приемы помогают наладить коммуникацию.

На основе данных опроса ученые разработали отдельные рекомендации для всех участников образовательных отношений:

  • родителей и педагогов;
  • педагогов и администрации школы;
  • администрации и Департамента образования и науки города Москвы.

Некоторые универсальные рекомендации, которые могут улучшить общую культуру образовательных отношений, рассмотрим ниже.

Рекомендация № 1: определите общие ценности

Учителя и родители могут по-разному расставлять приоритеты: для одних важнее учебные результаты, для других — сплоченный коллектив, для третьих — чтобы у детей было свободное время. Однако существуют ценности, общие для всех:

  • безопасность образовательной среды;
  • взаимное уважение всех участников образовательного процесса;
  • качество образования.

Когда все участники образовательных отношений действуют исходя из этих ценностей, им проще находить точки соприкосновения и совместно поддерживать благополучие детей.

Родители и школа: почему важна эффективная коммуникация?

📎 Исследование пользовательского опыта родителей во взаимодействии с цифровыми сервисами московской системы образования.

Рекомендация № 2: используйте конструктивные формы диалога

Вне зависимости от роли в образовательном процессе важно оставаться спокойным и уметь эффективно управлять диалогом. Помочь в этом могут следующие коммуникативные техники. Например:

  • рефлексивные вопросы уточнение и переосмысление позиций;
  • отражение чувств подтверждение эмоций собеседника;
  • ранжирование расстановка приоритетов;
  • резюмирование подведение итогов сказанного.

Ученые объясняют: «Важно не просто позволить человеку выговориться, а конструктивно направить его на формулирование значимых для него смыслов и интересов».

Рекомендация № 3: при совместном обсуждении проблем используйте алгоритм разрешения конфликтных ситуаций

Если возникает необходимость собрать совет профилактики или организовать другие коллективные обсуждения проблем, полезно придерживаться следующего алгоритма.

  1. Подготовьтесь. Проанализируйте причины и подумайте о возможных решениях.
  2. Организуйте встречу. Подумайте над рассадкой: хорошо, если она будет круговой.
  3. Обеспечьте равенство. Дайте возможность высказаться всем участникам.
  4. Назначьте модератора. Он будет следить, чтобы каждый был услышан и понят.
  5. Разберите ситуацию. Проговорите мотивы и причины случившегося, педагогические методы, которые были использованы, особенности личности ребенка.
  6. Найдите решение, в реализации которого могут участвовать родители, педагоги, представители администрации и сами дети.
  7. Определите план действий. Пропишите конкретные шаги каждого участника.

Культура образовательных отношений: версия 2.0

Подробнее о том, как вывести коммуникацию в образовательном процессе на новый уровень, можно узнать в дайджесте исследования ученых МГПУ «Не кричите на меня!».

«Атмосфера совместного педагогического творческого поиска формирует чувство справедливости и безопасности среди всех участников процесса», — утверждают исследователи. Пусть этот поиск поможет сблизить родителей, педагогов и всех участников образовательных отношений на пути к поддержанию благополучия детей.

Автор текста: Татьяна Сандакова