Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Родители и школа: почему важна эффективная коммуникация?

Исследование пользовательского опыта родителей во взаимодействии с цифровыми сервисами московской системы образования

Нехорошева Е. В., Касаткина Д. А., Миронова А. В., Енчикова Е. С., Авраменко В. Г., Афанасьева Ю. В.

Как родители школьников узнают новости образования? Где ищут информацию об образовании детей? Какими цифровыми сервисами и инструментами предпочитают пользоваться? Какие достоинства и недостатки отмечают? И, самое главное, довольны ли они качеством получаемой информации?

Окей, Google: где родители узнают новости об образовании детей

В 2023 году сотрудники Лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провели масштабное исследование. Они опросили более 16 тысяч родителей, чьи дети обучаются в московских школах. Исследователи задались вопросом о том, как родители получают информацию об образовании своих детей:

  • какими ресурсами пользуются;
  • что думают об удобстве этих ресурсов;
  • какие испытывают потребности во взаимодействии с системой образования по поводу обучения детей;
  • какие проблемы при использовании официальных источников информации отмечают;
  • какие стратегии поиска и получения информации используют;
  • каковы их ожидания и установки в отношении образования детей;
  • что хотели бы изменить в существующей системе информационной политики города.

Ученые выяснили, что большинство родителей не разделяет понятия «качество коммуникации» и «качество образования» — они для них едины. Нередко затруднения в коммуникации между школой и родителями автоматически приписываются качеству обучения, среды, отношениям в школе. А значит, коммуникация и ее современные инструменты выполняют крайне важную роль.

Как показало исследование, существует прямая связь между уровнем качества цифровых инструментов и формированием родительского доверия к системе образования.

«Если родители сталкиваются с дефицитом информации или трудностями во взаимодействии со школой, то для них это становится показателем плохого образования, а не плохой коммуникации. И выводы, которые родители делают по результатам такого взаимодействия, распространяются на конкретную школу или даже на всю систему образования»

Что говорят данные исследования?

Ученые определили, какими цифровыми сервисами родители пользуются чаще всего, чтобы быть в курсе происходящего в школе:

  • сайты gosuslugi.ru и mos.ru;
  • школьные и классные чаты в мессенджерах и портал МЭШ;
  • школьный сайт.

«Многие родители отмечают, что существующие ресурсы могли быть более удобными, если бы не технические ошибки, сложный поиск и не всегда актуальная информация», — пишут исследователи. Чтобы решить эти проблемы, родители переходят к альтернативным неофициальным источникам.

Исследователи также выделили 5 типов родителей в соответствии с их отношением к школе и системе образования в целом:

  • лояльный — 22,9 %
  • невовлеченный — 11,6 %
  • жалобщик — 9,8 %
  • активный — 5,9 %
  • нигилист — 2,7 %

Во многом такое распределение зависит от опыта родителя в отношении разрешения школьных проблем: «нет прогресса без ошибок» — таков лозунг лояльных родителей, в то время как, например, родители-жалобщики предпочитают подключать контролирующие органы для решения проблемы.

Однако у всех родителей есть запрос на стабильную и надежную работу существующих информационных каналов и сервисов, таких как mos.ru, МЭШ, Электронный дневник. «Тогда они могут быстро принимать решения, не отвлекая без надобности представителей школы, и не отвлекаясь на несущественные детали, будут испытывать меньше напряжения и стресса», — подчеркивают исследователи.

Решение есть: как улучшить МЭШ, Электронный дневник и другие цифровые сервисы

Ученые МГПУ сформулировали ряд рекомендаций, который поможет сделать процесс получения информации более простым и понятным:

  • кастомизировать информационный поток;
  • разработать дизайн экосистемы сервисов;
  • обеспечить бесперебойную работу цифровых сервисов и ресурсов;
  • разработать алгоритмы для родителей по поиску информации и решению проблем с использованием цифровых сервисов.

В дайджесте исследования «В диалоге с родителем: как мы приходим к взаимному доверию в образовании» представлены выдержки из интервью с родителями по каждому вопросу, что поможет лучше понять их потребности, а значит, сделать шаг к достижению успешного партнерства.

Скачать дайджест можно по ссылке. Публикация проиндексирована РИНЦ и представлена на ресурсе научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Автор текста: Татьяна Сандакова