Развитие самоконтроля у детей с ОВЗ: советы педагогу
Как научить ребенка с нарушением интеллекта контролировать себя: разбираем на примере жизненно важных навыков
Представим ситуацию на уроке «Основы социальной жизни»i : ученика 8-го класса с легкой умственной отсталостью учитель попросил погладить две рубашки и повесить их в шкаф. Первую он погладил, а вторую — прожег. После этого ученик сообщил, что всё сделал, хотя забыл повесить одежду в шкаф и выключить утюг. В итоге утюг перегорел и сломался.
Как научить ребенка саморегуляции и помочь ему лучше справляться с бытовыми задачами? Об этом мы попросили рассказать Веру Галкину, доцента института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, ниже — ее развернутый ответ.
Из материала вы узнаете:
» Почему детям с особенностями развития сложно себя контролировать
» Как действовать педагогу
Почему детям с особенностями развития сложно себя контролировать
Ученикам с нарушением интеллекта, даже с легкой умственной отсталостью, сложнее управлять поведением и контролировать свои действия, чем большинству детей их возраста. Уровень развития психических процессов влияет на способность ребенка к саморегуляции. Причина — нарушение зон мозга, которые отвечают за программирование и поэтапный контроль действий. И чем больше действий нужно запомнить, тем сложнее ученику.
Поэтому «Основы социальной жизни», как и урок труда, — одна из основных дисциплин при обучении школьников с нарушениями интеллекта. Ее цель – сформировать устойчивый навык, который ребенок сможет использовать в реальной жизни.
Как мы видим из примера, задание состояло из несколько действий: взять две рубашки, включить утюг, выставить температуру, погладить одну рубашку, погладить вторую, выключить и убрать утюг, повесить вещи в шкаф. Но проблема возникла уже тогда, когда ученик забыл выставить температуру. В итоге он прожег вторую рубашку, отвлекся на испорченную вещь, что сбило его окончательно.
Пошаговая инструкция: как обучить школьника навыку
Для наглядности каждый из этапов разберем на примере с утюгом.
- Расскажите ученику, в какой последовательности и как выполнять действия. Также предупредите, что может произойти, если он не будет следовать мерам предосторожности.
«Сначала включи утюг. Потом посмотри на значок температуры на свитере и выбери такой же значок на утюге. Начни гладить, только осторожно: держи руку далеко от утюга, чтобы не обжечься. А когда закончишь — обязательно выключи утюг: если это не сделать, может начаться пожар. После этого аккуратно повесь свитер в шкаф»
- Начните выполнять действия вместе с учеником, например, можете двигать его рукой. Повторяйте действия до тех пор, пока не будете на 100 % уверены, что ученик довел их до автоматизма.
- Выполните первое действие сами, допустим, выставите температуру на утюге и попросите повторить. Затем перейдите ко второму действию, и так до последнего.
- Попросите ребенка самостоятельно выполнить действия. Если ребенок делает что-то не так, поправляйте: показывайте наглядно, как делать правильно. Или напоминайте о порядке действий, если он путает их последовательность.
Если не придерживаться такого алгоритма, ребенок с нарушением интеллекта не освоит навык и, попав в стрессовую ситуацию, не сориентируется, что нужно делать: не догадается вызвать пожарных или зальет водой розетку при включенном утюге. Пошаговая организация деятельности не только делает бытовые задачи понятными, но и уменьшает эмоциональный дискомфорт, особенно если ситуация вызывает у ребенка тревогу.
На заметку учителю:
- Можно написать на бумаге или напечатать план действий. Тогда ребенку будет проще запоминать порядок действий.
План действий
- Включить утюг.
- Посмотреть значок температуры на бирке и выставить такую же на утюге.
- Погладить вещь.
- Выключить утюг.
- Повесить вещь в шкаф.
- Следует давать больше самостоятельности ученику плавно и постепенно.
- Ученик не понимает всех рисков, поэтому важно рассказывать о возможных последствиях и заодно объяснять, почему к вещам важно относиться бережнее.
- Задания могут иметь разную степень сложности зависимости от уровня развития ученика.
Важно: обращайте внимание на эмоции ребенка. Они могут стать как источником мотивации, так и причиной отказа от выполнения задания.
Вместо итога
Навыки саморегуляции у детей с нарушением интеллекта не формируются сами по себе – им нужно учиться шаг за шагом в поддерживающей среде. Если ребенок посещает общеобразовательную школу для обучающихся с ОВЗ, то помимо родителей дома, в школе его обучают бытовым навыкам на уроках «Основы социальной жизни». Конечно, только школьного или только домашнего обучения недостаточно, важно воздействовать комплексно.
Несмотря на сложности, которые испытывают умственно отсталые дети, их необходимо обучать самым простым бытовым вещам, потому что рано или поздно они вынуждены будут жить одни, а научиться самостоятельно – не смогут. Формирование навыков саморегуляции — необходимое условие для улучшения качества жизни человека с ОВЗ и снижения его зависимости от окружающих.
[i] Начиная с 5 класса, для детей с нарушением интеллекта предусмотрен специальный предмет, где обучают жизненным навыкам. Такой предмет называется «Основы социальной жизни».
Обложка: Freepik.com