Как научить ребенка с нарушением интеллекта контролировать себя
Разбираем на примере жизненно важных навыков самообслуживания
Представим ситуацию на уроке «Основы социальной жизни»i: ученика 8-го класса с легкой умственной отсталостью учитель попросил погладить две рубашки и повесить их в шкаф. Первую он погладил, а вторую — прожег. После этого ученик сообщил, что всё сделал, хотя забыл повесить одежду в шкаф и выключить утюг. В итоге утюг перегорел и сломался.
Как мог бы выстроить работу педагог, чтобы помочь ученику с нарушением интеллекта успешно справиться с задачей? Об этом мы попросили рассказать Веру Галкину, доцента института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, ниже — ее развернутый ответ.
Из материала вы узнаете:
» Почему детям с особенностями развития сложно себя контролировать
» Как действовать педагогу
Почему детям с особенностями развития сложно себя контролировать
Ученикам с нарушением интеллекта, даже с легкой умственной отсталостью, сложнее контролировать свои действия, чем большинству ровесников. Самостоятельно научиться бытовым навыкам они, к сожалению, не могут, а задания запоминают фрагментарно, особенно когда на что-то отвлекаются. Поэтому «Основы социальной жизни», как и урок труда, — одна из основных дисциплин при обучении школьников с нарушениями интеллекта.
Причина — нарушение зон мозга, которые отвечают за программирование и поэтапный контроль действий. И чем больше действий нужно запомнить, тем сложнее ученику.
Как мы видим из примера, задание состояло из несколько действий: взять две рубашки, включить утюг, выставить температуру, погладить одну рубашку, погладить вторую, выключить и убрать утюг, повесить вещи в шкаф. Но всё уже пошло не по сценарию, когда ученик забыл выставить температуру. В итоге он прожег вторую рубашку, отвлекся на испорченную вещь, что сбило его окончательно.
Пошаговая инструкция: как обучить школьника навыку
Для наглядности каждый из этапов разберем на примере с утюгом.
- Расскажите ученику, в какой последовательности и как выполнять действия. Также предупредите, что может произойти, если он не будет следовать мерам предосторожности.
«Сначала включи утюг. Потом посмотри на значок температуры на свитере и выбери такой же значок на утюге. Начни гладить, только осторожно: держи руку далеко от утюга, чтобы не обжечься. А когда закончишь — обязательно выключи утюг: если это не сделать, может начаться пожар. После этого аккуратно повесь свитер в шкаф».
- Начните выполнять действия вместе с учеником, например, можете двигать его рукой. Повторяйте действия до тех пор, пока не будете на 100 % уверены, что ученик довел их до автоматизма.
- Выполните первое действие сами, допустим, выставите температуру на утюге и попросите повторить. Затем перейдите ко второму действию, и так до последнего.
- Попросите ребенка самостоятельно выполнить действия. Если ребенок делает что-то не так, поправляйте: показывайте наглядно, как делать правильно. Или напоминайте о порядке действий, если он путает их последовательность.
Если не придерживаться такого алгоритма, ребенок с нарушением интеллекта не освоит навык и, попав в стрессовую ситуацию, не сориентируется, что нужно делать: не догадается вызвать пожарных или зальет водой розетку при включенном утюге.
На заметку учителю:
- Можно написать на бумаге или напечатать план действий. Тогда ребенку будет проще запоминать порядок действий.
План действий
- Включить утюг.
- Посмотреть значок температуры на бирке и выставить такую же на утюге.
- Погладить вещь.
- Выключить утюг.
- Повесить вещь в шкаф.
- Следует давать больше самостоятельности ученику плавно и постепенно.
- Ученик не понимает всех рисков, поэтому важно рассказывать о возможных последствиях и заодно объяснять, почему к вещам важно относиться бережнее.
Вместо итога
Если ребенок посещает общеобразовательную школу для обучающихся с ОВЗ, то помимо родителей дома, в школе его обучают бытовым навыкам на уроках «Основы социальной жизни». Конечно, только школьного или только домашнего обучения недостаточно, важно взаимодействовать в комплексе. Несмотря на сложности, которые испытывают умственно отсталые дети, их необходимо обучать таким бытовым вещам, потому что рано или поздно они вынуждены будут жить одни, а научиться самостоятельно они не смогут. Вместе родители и педагоги должны помочь ребенку научиться это делать правильно и безопасно.
[i] Начиная с 5 класса, для детей с нарушением интеллекта предусмотрен специальный предмет, где обучают жизненным навыкам. Такой предмет называется «Основы социальной жизни».
Обложка: Freepik.com