Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Как интегрировать второклассника с легкой умственной отсталостью в класс

Доцент МГПУ о том, как организовать обучение и сделать так, чтобы ученик чувствовал себя принятым

≈ 6 минут чтения

У второклассника с легкой степенью умственной отсталости, который учится в обычной общеобразовательной школе, своя программа и специализированные учебники. Но использовать только их — недостаточно. Чтобы ребенок чувствовал себя по-настоящему принятым в классе, важно включать его в совместную деятельность и адаптировать под него общие задания.

О том, как помочь ученику освоить школьную программу и интегрироваться в класс, рассказала доцент института психологии и комплексной реабилитации МГПУ Елена Скира.

Как организовать обучение: индивидуальный план, адаптированные задания и поддержка

Как правило, ученики с легкой умственной отсталостью обучаются по первому варианту адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП, вариант 1), но важно не ограничиваться только ею. Ниже — несколько рекомендаций, которые помогут второкласснику успешнее включиться в учебный процесс.

Индивидуальный учебный план

Индивидуальный план для ученика с легкой умственной отсталостью — основа всего. В него рекомендуется включить:

  1. Конкретные, измеримые, достижимые и ограниченные по времени цели по каждому предмету или области. Они должны быть максимально прикладными и практичными, чтобы показать, как знания могут применяться в реальной жизни.

    Пример цели по математике: к концу учебного года начать расплачиваться за покупки в школьной столовой. То есть ученик должен научиться выбирать товары, передавать деньги и брать сдачу практически самостоятельно, прибегая к минимальной помощи педагога.

    Пример цели по чтению: научиться составлять устное высказывание из 3–4 предложений по четырем картинкам, образующим сюжет, с помощью наводящих вопросов учителя.
  1. Четкие критерии оценки прогресса ученика, не ориентированные на класс. Оценка — это не «тройка» или «двойка», а фиксация динамики. Используется качественная оценка и портфолио достижений.
  1. Конкретные виды адаптации на уроках. Это «инструменты», которые помогают ученику достичь целей, прописанных в индивидуальном учебном плане. Например, упрощение материала предполагает разбивку сложной темы на мелкие пошаговые блоки. Также можно объяснять абстрактные понятия через конкретные примеры и действия, допустим, что доброта и польза — это когда ты помогаешь маме сделать уборку.

    Крайне важно делать акцент на практическую значимость: «Зачем мне это знать?». Например, на математике учить не теоремам, а счету денег и определение времени по часам, на чтении — не анализу сложных литературных произведений, а усвоению инструкций, знаков, коротких сообщений.

Оптимально, если педагог разработает учебный план вместе со школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом, дефектологом и психологом, ориентируясь на АООП (вариант 1).

Фото: Freepik.com

Адаптация заданий

Ученик с легкой умственной отсталостью по-прежнему может выполнять задания, предназначенные для всего класса. Главное — адаптировать их.

  • Упрощение. Важно разбивать сложные задачи на мелкие шаги, использовать четкие алгоритмы и схемы, уменьшать объем письменных работ.
  • Визуализация. Карточки с заданиями, опорные схемы, пиктограммы, иллюстрации — ваши главные помощники. Они заменят длинные устные инструкции.
  • Альтернативные форматы. Оптимально предлагать 2–3 ответа на выбор и чаще использовать практические задания. Также рекомендуется давать задания на подстановку, соединение, работу с готовыми элементами.
  • Дифференциации «по продукту». Пока класс пишет развернутый ответ, ученик с легкой умственной отсталостью может составить 2–3 предложения по опорным словам или выбрать правильный ответ из предложенных. Или, пока класс решает 5 трудных, он делает 2–3 более простых.

Работа с заданиями из учебника

Полезно не только предлагать второкласснику задания из его специализированного учебника, но и логично встраивать их в ход урока. Например, если весь класс читает текст про кошку, можно дать ученику индивидуальное задание — найти изображение кошки в своем учебнике и подписать его «кот».

Четкие инструкции

Учителю важно давать однозначные, лаконичные, пошаговые инструкции. Еще лучше — не только говорить, но и показывать наглядно, что нужно сделать. Также рекомендуется проверять, насколько хорошо ученик понял задание, к примеру, так: «Повтори, пожалуйста, что ты сейчас будешь делать?».

Дозирование нагрузки и перерывы

Главное — учитывать быструю утомляемость второклассника с легкой умственной отсталостью. Поэтому важно заранее продумать, чем он может заняться после выполнения основного задания и во время пауз, когда ему, например, понадобится перерыв от адаптированных под него графических диктантов или пазлов по теме.

Поощрение

Рекомендуется фиксировать малейшие успехи ученика, использовать вербальные и символические поощрения. Ведь фраза «Молодец, сегодня сам справился с первым шагом!» или «Вижу, что ты начал аккуратнее писать» работает куда сильнее, чем формальная оценка.

📎 О том, что делать, если ученик с умственной отсталостью не принимает плохую оценку, рассказываем в статье.

Как провести интеграцию: атмосфера принятия, посильные роли и признание достижений

Здесь речь идет о создании «ситуаций успеха» и общего контекста, поэтому:

  • Создаем атмосферу принятия в классе. Очень важен личный пример педагога — его уважительное, спокойное, поддерживающее отношение к школьнику с легкой степенью умственной отсталости. Оно и будет служить ориентиром для учеников.
  • Аккуратно рассказываем о различиях людей. Достаточно делать это во время классных часов. Например, можно использовать литературу — обсуждать ситуации из различных произведений и мягко формировать понимание, что все люди разные, и это нормально. Важно акцентировать внимание на взаимопомощи и уважении. Также рекомендуется продумать организацию пространства и взаимодействия. Один из вариантов — посадить второклассника с легкой степенью умственной отсталости рядом с доброжелательным, терпеливым и успешным учеником. Чтобы тот ему ненавязчиво помогал и иногда что-то даже подсказывал на контрольных. Такой ученик станет его «опорным» соседом.
  • Включаем второклассника в общую деятельность. Например, можно попросить его ответить на простой конкретный вопрос по только что увиденному или озвученному материалу, например, «Какого цвета был шарик только что на картинке?». Или, если он может, предложить прочитать вместе с классом хором короткое знакомое стихотворение. Еще важно давать ему задания, не требующие академических сверхспособностей, например, раздать тетради или стереть с доски.
  • Адаптируем задания во время «неакадемических» предметов. Физкультура, ИЗО, музыка, технология — главные площадки для интеграции, ведь здесь возможности нашего второклассника примерно такие же, как у сверстников. Поэтому рекомендуется максимально включать ученика в общую работу, адаптируя задание. Это может быть все что угодно: упрощенный вариант поделки, выделенная роль в подвижной игре (например, держать мяч или бежать по простому маршруту), рисование на общем большом листе, совместная игра на простых музыкальных инструментах.
  • Включаем ученика во внеурочную деятельность. Найдите ему посильную, но значимую роль: помощник в подготовке реквизита, участник массовки в танце снежинок, держатель элемента костюма… Можно также назначить его ответственным за одну простую вещь, например, подачу стакана воды ведущему школьного мероприятия.
  • Даем посильную роль в работе в парах и малых группах. У школьника с легкой степенью умственной отсталости должна быть конкретная и посильная роль в общем задании. Варианты: раскрасить определенную часть рисунка, вырезать по контуру, наклеить готовые элементы, посчитать предметы в задании группы, задать простой вопрос другой группе по шаблону, например, «Вы закончили?» и так далее. При этом также важно четко объяснить группе его задачу, донести мысль, что без его детали общий коллаж не будет готов: когда дети поймут, что роль каждого ребенка значима, они перестанут воспринимать ученика с легкой степенью умственной отсталости как обузу. Увидят его конкретный вклад. Это изменит социальный статус обучающегося в коллективе.
  • Отмечаем успехи ученика при классе. Внимательно наблюдайте, что у школьника получается хорошо, и отмечайте его успехи перед классом — это будет повышать самооценку ученика и менять отношение сверстников к нему. Главное — стараться избегать излишнего пафоса. Может, он очень аккуратно рисует? Или быстро одевается на физкультуру? Или запоминает простые ритмы? Когда найдете его «суперсилу» — отметьте ее.

Полезно найти добровольцев, которые будут рядом с ребенком с легкой степенью умственной отсталости на переменах: смогут сходить вместе пообедать в столовой, помочь стереть с доски и так далее. Рекомендуется ротировать «помощников»: сегодня нашему ученику помогает один одноклассник, завтра — второй, послезавтра — третий.

Главное

Обучение школьника с легкой умственной отсталостью в общеобразовательном классе — непростая, но важная и благодарная задача. Она требует от учителя гибкости, терпения, творчества и умения видеть прогресс в малом. Успех лежит на двух китах: грамотная, систематическая адаптация учебного процесса и целенаправленное создание ситуаций для позитивного социального опыта внутри класса.

Когда ученик чувствует, что он справляется со своими задачами и его принимает коллектив, инклюзия становится настоящей — полезной и развивающей для всех участников образовательного процесса. Помните: ваши усилия создают не просто знания, а основу для будущей самостоятельной жизни в обществе.

Желаем успехов!

Обложка: Freepik.com

Автор

Елена Скира
Доцент Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, кандидат педагогических наук

Публикации по теме