Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Как интегрировать ребенка с легкой умственной отсталостью в группу детского сада

Создаем эмоционально безопасную среду и помогаем наладить контакт с другими детьми

≈ 5 минут чтения

Детям с нарушением интеллекта трудно адаптироваться к детскому саду общеобразовательной направленности: они могут постоянно плакать, не хотеть идти в группу, отказываться от еды и туалета, проявлять агрессию по отношению к детям и взрослым. А еще им часто не хочется контактировать с другими детьми, участвовать в играх и других активностях.

О том, как помочь такому ребенку интегрироваться в группу, рассказывает доцент института психологии и комплексной реабилитации МГПУ Оксана Титова.

Как подготовиться к приему ребенка с легкой умственной отсталостью в детский сад

Начать стоит с беседы с родителями. Так вы узнаете, насколько самостоятельным растет ребенок в семье, и поймете, что родители считают важным в организации воспитательной работы. Кроме того, сможете выяснить, что родители знают про устройство вашего детского сада и специальные программы для детей с легкой умственной отсталостью.

📎 Воспитатель может использовать готовый опросник из монографии «Адаптация детей с нарушениями развития к образовательной организации» (стр. 35).

Примеры вопросов, которые помогут составить более полное представление о ребенке:

  • Освоены гигиенические процедуры: моет руки, ходит в туалет, чистит зубы? Если навык освоен частично, укажите, в чем ребенку оказываете помощь.
  • Освоены навыки приема пищи: самостоятельно пьет, ест пищу ложкой, ест пищу вилкой?
  • Освоены навыки одевания / раздевания: снимает и надевает одежду и обувь, например, собираясь на улицу, и по возвращении с улицы (при застегивании может понадобиться помощь взрослого)?

Данные сведения помогут педагогу создать условия в группе, которые помогут ребенку с нарушением интеллекта легче адаптироваться к детскому саду и включиться в образовательный процесс.

Также полезно подключать других специалистов. Так, в зависимости от уровня трудностей, с которыми сталкивается воспитатель в группе, ему на помощь может прийти психолог, который сможет осуществить психологическую поддержку всех участников образовательного процесса, включая родителей ребенка. А логопед и дефектолог — помочь наладить контакт с ребенком с легкой умственной отсталостью, используя коррекционно-развивающие технологии. Особенно если ребенок не может обслуживать себя, испытывает серьезные трудности с коммуникацией или совсем не разговаривает.

Контакт со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения рекомендуется поддерживать постоянно, их задача — помочь ребенку и воспитателю пройти этап адаптации максимально плавно. Специалисты помогут выстроить индивидуальный образовательный маршрут для ребенка и дадут рекомендации по включению его в группу.

Как организовать вхождение ребенка в группу

Включать ребенка с нарушением интеллекта в группу сверстников важно постепенно, начиная с минимального времени пребывания в детском саду (1–2 часа). Также сначала сопровождать ребенка в саду может мама или другой значимый взрослый. А по мере того как ребенок адаптируется, следует увеличивать его время пребывания в группе и сокращать присутствие мамы.

Фото: Freepik.com

Как помочь наладить контакт со сверстниками

Важно помнить, что у детей с нарушением интеллекта низкий познавательный интерес, их интересы ограничены, они не вступают в контакт со сверстниками. Поэтому рекомендуется планировать игры и другие совместные занятия, чтобы заранее определить, какая роль или вклад в общее дело будут у ребенка. Речь о простых действиях, которые он может выполнить. Например, если дети выполняют коллективную работу — делают аппликацию — ребенок с нарушением интеллекта приклеивает подготовленные детали с помощью взрослого. Или при подготовке к празднику ребенку с нарушением интеллекта предлагается такая роль, при исполнении которой ему не нужно будет ничего говорить, а только выполнять повторяющиеся движения.

Также для налаживания контакта со сверстниками рекомендуется использовать психолого-педагогическую технологию «Круг». Чаще всего в практике образовательных организаций используют «Утренний круг». Это ритмически организованное, короткое по времени занятие, наполненное играми и сенсорными элементами. Оно стимулирует активное участие ребенка с нарушением интеллекта в коллективной деятельности, способствует успешной адаптации, развитию коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и саморегуляции.

Обычно «Утренний круг» длится 10 минут. На нем решаются как общие задачи, направленные на социальное и эмоциональное развитие ребенка, так и специфические, непосредственно связанные с особенностями ребенка с нарушением интеллекта.

Как организовать «Круг»

  1. Занятия необходимо проводить ежедневно утром в одно и то же время, в одном и том же месте.
  2. Важно соблюдать постоянную последовательность в проведении занятия (план).
  3. Следует использовать ритмичные стихи и упражнения.
  4. Игры важно повторять несколько раз с небольшими изменениями, чередовать активные и спокойные игры.
  5. При планировании занятий нужно учитывать сезонные изменения в природе.
  6. Занятие лучше объединять единым сюжетом, подбирая игры и задания, связные друг с другом по смыслу. Включать в занятия коммуникативные игры, парные и коллективные игры.
  7. Можно использовать наглядно-структурные компоненты: схемы, рисунки, пиктографические изображения и пиктограммы. Это дает возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход и повысить самостоятельность детей с нарушением интеллекта, особенно если они не владеют устной речью.

Что еще важно:

Приветствие. Приветствие дает возможность детям обратить внимание друг на друга, способствует речевой активности и эмоциональному подъему. Обычно круг начинают с песни.

Сенсорные игры. Такие игры создают благоприятный эмоциональный фон в группе, стимулируют активность ребенка, расширяют его сенсорный опыт, позволяют увидеть реакцию других детей. Подбирайте сенсорные игры в соответствии с лексической темой месяца и сюжетом занятия: можно использовать листья, цветы, вода, перья, камушки, снег, сосульки и т. д.

Ритмические игры. Ритм играет важную роль в регуляции поведения ребенка, в его способности целенаправленно и осознанно планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведение. Когда есть внешний ритм — ребенку легче запоминать движения в игре. При этом давать инструкций не нужно — пусть он почувствует ритм и сам включится в игру. Ритмический рисунок можно создавать с помощью притоптывания, хлопков, чтения стихотворений, пения, прослушивания музыки. Еще отличные помощники в этом — бубен, погремушка, колокольчик, барабан и другие музыкальные инструменты.

Завершение или прощание. В конце дети прощаются с игрушками и предметами до следующего дня. Также воспитателю важно озвучивать, что их ждет после круга — утренняя гимнастика, завтрак или другая запланированная активность. Это поможет детям легче войти в ритм дня.

Учет этих рекомендаций помогает детям сохранять интерес и удовольствие от игры и общения, вовлекает их в парные и коллективные игры. Так у детей формируются навыки взаимодействия друг с другом, интерес к общению со взрослыми и сверстниками.

Фото: Freepik.com

Как разговаривать с ребенком с легкой умственной отсталостью

У ребенка нарушены речь и мышление, поэтому важно:

  • Давать пошаговые инструкции. К примеру, если нужно сложить игрушки в ящик и закрыть его крышкой, сначала скажите ребенку взять мишку и положить его в ящик, затем машинку и так далее, и только после этого — попросите закрыть ящик крышкой.
  • Упрощать формулировки и переспрашивать, чтобы понять, насколько хорошо ребенок все понял. Например, можно попросить его рассказать, что и как он будет делать. А если ребенок не может говорить — предложить ему показать.
  • Сопровождать свои слова действиями: если ребенок не слушается, потому что не понимает, чего от него хотят, показывайте, что он должен сделать. При необходимости помогайте, действуйте вместе с ним. Например, если ребенок не может застегнуть куртку, сначала следует показать, как это сделать. А если он не сможет повторить, то использовать прием «рука в руке» — выполнить действие совместно.
  • Не ругать за ошибки, а подбадривать. Также важно не повышать голос.
  • Хвалить за результат. Вербально, тактильно, зрительно, с помощью мимики. К примеру, одобрительно похлопать по плечу или просто произнести «Молодец» и улыбнуться. Очень важно создавать безопасную эмоциональную среду.

Вместо итога

Интегрировать ребенка с легкой умственной отсталостью в группу общеобразовательного детского сада непросто. Но это одна из тех задач, результат которой стоит любых возникающих на пути трудностей. Поэтому, что бы ни случилось, помните, что даже минимальный прогресс ребенка — уже кирпичик в фундамент его социализации и адаптации в жизнь.

Обложка: Freepik.com

Автор

Оксана Титова
Доцент института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, эксперт в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, кандидат педагогических наук

Публикации по теме