Почему ребенок злится и как помочь ему справиться с эмоциями
Разбираемся, что скрывается за детской злостью и как поддержать бунтаря в трудный момент
Злость — одно из самых сильных чувств, которое может захлестнуть ребенка в любой момент. Ещё минуту назад все было хорошо — и вот уже слезы, обиды и крики. В таких ситуациях важно не только понять, что стало причиной злости, но и помочь ребенку справиться со сложным чувством.
Вместе с исследователями детства Татьяной Ле-ван и Ириной Воробьёвой разберемся, что скрывается за детской злостью и как научить ребенка справлять с эмоциями.
Причины детской злости
Часто родителям и педагогам кажется, что вспышки злости не имеют очевидных причин. Но на самом деле злость — это способ ребенка показать, что он нуждается в чем-то важном. Детский психолог Татьяна Ле-ван объясняет: «Ребенку свойственно бурно реагировать на ситуацию, когда его потребности не удовлетворяются. За каждой реакцией — даже истерикой “на ровном месте” — важно увидеть эту потребность, а не просто сиюминутное желание».
Как и у взрослых, эмоции ребенка часто связаны с базовыми потребностями, а именно:
Потребностью в безопасности. Ребенку важно чувствовать, что его защищают, и всё вокруг под контролем. Злость может быть одним из способов сообщить, что ему некомфортно или страшно.
Потребностью в соблюдении личных границ. Если ребенок понимает, что его права нарушаются (например, кто-то отбирает у него игрушку), это может стать причиной вспышки злости.
Потребностью в близости и внимании. Когда ребенка игнорируют или не принимают, злость становится ответом на отсутствие внимания.
Ребенок может испытывать злость по разным причинам, но суть всегда одна — это сигнал о том, что ребенок переживает внутренний дискомфорт и нуждается в поддержке.

Простыми словами: как объяснить ребенку, что такое злость
Детям бывает сложно понять и безопасно выразить свои эмоции. Взрослый может помочь ребенку понять, что именно он чувствует в данный момент. Начните с простого: познакомьте ребенка с эмоцией, которую он испытывает. Чтобы помочь представить картинку, можно использовать образы и сравнения. Например, ваш рассказ может звучать так:
«Представь, что злость — это кипящий котел. Когда ты сердишься, злость начинает кипеть, прямо как вода в котле. Но бояться этого не стоит — так бывает со всеми, у каждого человека есть свой котел, который иногда бурлит».
Чтобы научить ребенка осознавать эмоции и отслеживать свои реакции, можно обсудить с ним, когда возникает злость и как она выражается. Например:
«Когда ты чувствуешь злость? Когда происходит то, чего ты не хотел или не ожидал. Например, когда кто-то тебя обижает или когда что-то не получается. Тогда и возникает злость, она как будто говорит: “Происходит что-то неприятное”. В такие моменты хочется кричать, бить и обзываться — а это может сильно обидеть других. Например, маму, папу, друга или воспитательницу».
«Важно научить ребенка распознавать причины своей злости или обиды, устанавливать причинно-следственные связи, проговаривая их на первых порах за ребенка, задавая поддерживающие вопросы и предлагая словесную модель поведения.
Татьяна Ле-ван,
Например, “Ты злишься, потому что хотел поиграть с этой машинкой, а Вася взял ее первый?”, или “Что ты чувствуешь, когда тебя толкнули? Да, это неприятно”, или “Спроси его, что он хотел сделать, когда разрушил твою башню”. Так мы направляем энергию ребенка в мирное русло и способствуем тому, чтобы спонтанные “предметные” действия переходили во внутренний план и развивалась способность к самоконтролю».
ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка
НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Как помочь ребенку справиться с сильными эмоциями: советы эксперта
Дети считывают эмоции взрослых: если вы будете раздражены или будете стремиться как можно скорее завершить ситуацию, это только усилит злость ребенка. Поэтому, когда ребенок злится, взрослому важно самому успокоиться и настроиться на спокойный ритм диалога. В этой ситуации можно использовать практики дыхания, переключения и другие рабочие для вас приемы.
«Ваш навык сохранять самообладание все же лучше, чем у дошкольника, который только учится этому. Не “заражайтесь” ситуацией и реакцией ребенка. Иначе есть риск научить реагировать злостью на злость и оправдать легитимность как раз тех проявлений злости, которые вы хотели бы остановить: крика, раздражения, угроз», — советует детский психолог Ирина Воробьёва. Она также рассказала, как помочь ребенку прожить злость. Ниже — пошаговый алгоритм действий от эксперта.
- Признайте чувства ребенка. Скажите: «Я вижу, что ты злишься. Давай разберемся, что случилось». Это покажет, что вы замечаете эмоции ребенка, видите их и считаете важными.
- Дайте время успокоиться. Если ребенок в сильном гневе, у него в любом случае уйдет некоторое время на то, чтобы успокоиться. В это время вы можете задавать вопросы («Что тебя злит?»), утешать («Хочешь я тебя обниму?»), говорить с ним, интерпретировать то, что видите («Я думаю, что ты злишься, потому что…, я права?»). Будьте готовы к тому, что некоторое время уйдет на контейнирование и проживание эмоций.
- Объясните, что злиться — это нормально, но важно выражать эмоции правильно. Например: «Ты можешь сказать, что тебя разозлило, но не стоит кричать или драться».
- Помогите выразить злость словами. Предложите ребенку назвать эмоцию и подумать о ее причине: «Я злюсь, потому что…» или «Мне не нравится, когда…».
- Ищите вместе решение. Спросите: «Что можно сделать, чтобы стало лучше?». Это помогает ребенку чувствовать контроль над ситуацией. Займите позицию партнера, который готов вместе исследовать ситуацию, а не стыдить («Не кричи! Ведешь себя, как маленький») или поучать («Возьми себя в руки. Говори спокойно»).
- Сосредоточьтесь на ребенке и не стыдитесь происходящего. Порой ребенок проявляет сильные эмоции и демонстрирует «неудобное» поведение как раз тогда, когда нам этого меньше всего хотелось бы: например, когда вы в общественном месте, очень спешите или сами устали и «не в ресурсе». Если приступ злости у ребенка случился «на людях», часто родителям становится стыдно перед окружающими. Тогда мы стремимся скорее сгладить или вовсе завершить ситуацию. А еще хуже — начинаем стыдить ребенка за его поведение. В такие моменты напомните себе: сейчас в приоритете состояние ребенка, а не мнение других. Направьте силы на то, чтобы поддержать ребенка в сложный момент, проявить защиту и заботу, которые ему сейчас жизненно необходимы.
- Покажите хороший пример. Если взрослые в разных обстоятельствах умеют спокойно справляться с раздражением, сами не сдаются злости слишком быстро, то ребенок учится этому.
Специалисты говорят, что эмоции и чувства важно проживать. В цикле «В диалоге с ребенком» вместе с экспертами разбираем и другие сложные чувства и эмоции: грусть, зависть, страх.
О том, как выражать злость безопасно и как извлечь пользу из агрессии, важно знать и взрослым, — рассказываем в статье «Управление гневом: как не наломать дров».
Обложка: Freepik.com