Почему ребенок злится и как помочь ему справиться с эмоциями
Разбираемся, что скрывается за детской злостью и как поддержать бунтаря в трудный момент
Злость — одно из самых сильных чувств, которое может захлестнуть ребенка в любой момент. Ещё минуту назад все было хорошо — и вот уже слезы, обиды и крики. В таких ситуациях важно не только понять, что стало причиной злости, но и помочь ребенку справиться со сложным чувством.
Вместе с исследователями детства Татьяной Ле-ван и Ириной Воробьёвой разберемся, что скрывается за детской злостью и как научить ребенка распознавать и безопасно выражать свои эмоции.
Почему ребенок злится
Часто взрослым кажется, что вспышки злости не имеют очевидных причин. Но на самом деле злость — это способ ребенка показать, что он нуждается в чем-то важном. Детский психолог Татьяна Ле-ван объясняет: «Ребенку свойственно бурно реагировать на ситуацию, когда его потребности не удовлетворяются. За каждой реакцией — даже истерикой “на ровном месте” — важно увидеть эту потребность, а не просто сиюминутное желание».
Как и у взрослых, эмоции ребенка часто связаны с базовыми потребностями, а именно:
Потребностью в безопасности. Ребенку важно чувствовать, что его защищают, и всё вокруг под контролем. Злость может быть одним из способов сообщить, что ему некомфортно или страшно.
Потребностью в соблюдении личных границ. Если ребенок чувствует, что его права нарушаются (например, кто-то забирает его игрушку), это может стать причиной вспышки злости.
Потребностью в близости и внимании. Когда ребенка игнорируют или не принимают, злость становится ответом на отсутствие внимания.
Причины злости могут быть разными, но суть всегда одна — это сигнал о том, что ребенок переживает внутренний дискомфорт и нуждается в поддержке.

Простыми словами: как объяснить ребенку, что такое злость
Детям бывает сложно понять и безопасно выразить свои эмоции. Взрослый может помочь ребенку разобраться в том, что именно он чувствует в данный момент. Начните с простого: познакомьте ребенка с эмоцией. Чтобы помочь представить картинку, можно использовать образы и сравнения. Например, ваш рассказ может звучать так:
«Представь, что злость — это кипящий котел. Когда ты сердишься, злость начинает кипеть, прямо как вода в котле. Но бояться этого не стоит — так бывает со всеми, у каждого человека есть свой котел, который иногда бурлит».
Чтобы научить ребенка осознавать эмоции и отслеживать свои реакции, можно обсудить с ним, когда возникает злость и как она выражается. Например:
«Когда ты чувствуешь злость? Когда происходит то, чего ты не хотел или не ожидал. Например, когда кто-то тебя обижает или когда что-то не получается. Тогда и возникает злость, она как будто говорит: “Происходит что-то неприятное”. В такие моменты хочется кричать, бить и обзываться — а это может сильно обидеть других. Например, маму, папу, друга или воспитательницу».
«Важно научить ребенка распознавать причины своей злости или обиды, устанавливать причинно-следственные связи, проговаривая их на первых порах за ребенка, задавая поддерживающие вопросы и предлагая словесную модель поведения.
Например, “Ты злишься, потому что хотел поиграть с этой машинкой, а Вася взял ее первый?”, или “Что ты чувствуешь, когда тебя толкнули? Да, это неприятно”, или “Спроси его, что он хотел сделать, когда разрушил твою башню”. Так мы способствуем тому, чтобы спонтанные “предметные” действия переходили во внутренний план и развивалась способность к самоконтролю».
Татьяна Ле-ван,
ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка
НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Как помочь ребенку справиться с сильными эмоциями: советы эксперта
Дети считывают эмоции взрослых: если вы будете раздражены или будете стремиться как можно скорее завершить ситуацию, это только усилит злость ребенка. Поэтому, когда ребенок уже сильно злится, взрослому важно самому успокоиться и настроиться на спокойный ритм диалога. В этой ситуации можно использовать практики дыхания, переключения и другие рабочие для вас приемы.
«Ваш навык сохранять самообладание все же лучше, чем у дошкольника, который только учится этому. Не “заражайтесь” ситуацией и реакцией ребенка. Иначе есть риск научить реагировать злостью на злость и оправдать легитимность как раз тех проявлений злости, которые вы хотели бы остановить: крика, раздражения, угроз», — советует детский психолог Ирина Воробьёва. Она также рассказала, как помочь ребенку прожить злость. Ниже — пошаговый алгоритм действий от эксперта.
- Признайте чувства ребенка. Скажите: «Я вижу, что ты злишься. Давай разберемся, что случилось». Это покажет, что вы замечаете эмоции ребенка, видите их и считаете важными.
- Дайте время успокоиться. Если ребенок в сильном гневе, у него в любом случае уйдет некоторое время на то, чтобы успокоиться. В это время вы можете задавать вопросы («Что тебя злит?»), утешать («Хочешь я тебя обниму?»), говорить с ним, интерпретировать то, что видите («Я думаю, что ты злишься, потому что…, я права?»). Будьте готовы к тому, что некоторое время уйдет на контейнирование и проживание эмоций.
- Объясните, что злиться — это нормально, но важно выражать эмоции правильно. Например: «Ты можешь сказать, что тебе не нравится, но не стоит кричать или драться».
- Помогите выразить злость словами. Предложите ребенку назвать эмоцию и подумать о ее причине: «Я злюсь, потому что…» или «Мне не нравится, когда…».
- Ищите вместе решение. Спросите: «Что можно сделать, чтобы стало лучше?». Это помогает ребенку чувствовать контроль над ситуацией. Займите позицию партнера, который готов вместе исследовать ситуацию, а не стыдить («Не кричи! Ведешь себя, как маленький») или поучать («Возьми себя в руки. Говори спокойно»).
- Сосредоточьтесь на ребенке и не стыдитесь происходящего. Порой ребенок проявляет сильные эмоции и демонстрирует «неудобное» поведение как раз тогда, когда нам этого меньше всего хотелось бы: например, когда вы в общественном месте, очень спешите или сами устали и «не в ресурсе». Если приступ злости у ребенка случился «на людях», часто родителям становится стыдно перед окружающими. Тогда мы стремимся скорее сгладить или вовсе завершить ситуацию. А еще хуже — начинаем стыдить ребенка за его поведение. В такие моменты напомните себе: сейчас в приоритете состояние ребенка, а не мнение других. Сконцентрируйтесь на том, что ребенку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
- Покажите хороший пример. Если взрослые в разных обстоятельствах умеют спокойно справляться с раздражением, сами не сдаются злости слишком быстро, то ребенок учится этому.
Специалисты говорят, что эмоции и чувства важно проживать. В цикле «В диалоге с ребенком» вместе с экспертами разбираем и другие сложные чувства и эмоции: грусть, зависть, страх.
О том, как выражать злость безопасно и как извлечь пользу из агрессии, важно знать и взрослым, — рассказываем в статье «Управление гневом: как не наломать дров».
Обложка: Freepik.com