Внеурочная деятельность: учим старшеклассников избегать импульсивных покупок
План занятия, задания, игры и методические рекомендации от эксперта МГПУ
В этой статье — план занятия, задания, игры и методические рекомендации от доцента департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук ИГН МГПУ Анны Козловой. Из материала* вы узнаете, как провести занятие так, чтобы старшеклассники задумались о важности финансового планирования и контроле бюджета, а также научились распознавать признаки импульсивной покупки.
К каждому заданию прикладываем PDF-файл, чтобы вы могли его скачать, распечатать и раздать ученикам на занятии. А в конце статьи — файл с полным перечнем заданий и игр для занятия.
Вводная часть. Постановка проблемы
В начале занятия педагог раздает каждому ученику или паре листки с историей, и после прочтения начинается обсуждение. Задача педагога — подвести учеников к мысли о том, почему важно контролировать свои траты.
История
Максим и Вова зашли в гости к Нике. Она радостно рассматривала пакеты с покупками, которые только что забрала из пункта выдачи заказов.
Вова: Ого, вот это ты закупилась!
Ника: Тут вообще ничего серьезного. Это просто приятные мелочи. Тут каждая вещь стоит не больше 300 рублей. Я же себя контролирую!
Максим: 300 рублей — это недорого, конечно… Но сколько все вместе стоило?
Ника (смотрит в приложении): Ой… больше 3000 рублей… А ведь примерно столько же стоят беспроводные наушники, которые мне нужны, старые же сломались… Зачем я это купила…
Вова: Понимаю. Я недавно купил кроссовки за 6000 рублей по скидке. Подумал: классно, скидка. Но теперь у меня не хватает денег до конца месяца, видимо, придется брать в долг… И еще теперь у меня в голове все время крутится вопрос — мне правда так нужны были эти кроссовки?
Максим: Да, иногда так сложно себя контролировать! Я помню, что как-то две недели сидел без денег, потому что потратил за один день все деньги, которые родители дали на мелкие расходы. С тех пор стараюсь держать себя в руках.
История для вводной части (скачать PDF-файл по ссылке).
❗ Во время обсуждения учителю важно обращать внимание на то, что каждый из героев хотя бы раз оказывался в трудной ситуации из-за необдуманного решения.
Основная часть. Освоение содержания
Основная часть состоит из трех этапов: освоения содержания, решения проблемы и динамической паузы.
Этап освоения содержания эксперт рекомендует начать с просмотра фрагмента из фильма «Шопоголик». Если такой возможности нет, можно сразу переходить к Заданию 2 или Заданию 3 — выбор за педагогом. И Задание 2, и Задание 3 направлены на то, чтобы научить старшеклассников контролировать свои мысли и эмоции во время шопинга.
Задание 1
Форма работы: групповая.
Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Шопоголик» и ответить на вопросы:
- Планировала ли Ребекка покупать шарф?
- Были ли у нее деньги на шарф?
- Пыталась ли она отговорить себя от покупки?
- Что в итоге подтолкнуло героиню к покупке?
После того как ученики ответят, педагог просит сформулировать основные признаки импульсивной покупки.
Основная часть, задание 1 (скачать PDF-файл по ссылке).
Задание 2
Форма работы: индивидуальная.
Педагог раздает каждому ученику листок с заданием.
Подчеркните фразы, которые, скорее всего, приведут к импульсивной покупке:
- Я трачу честно заработанные деньги, могу себе позволить.
- Мне правда это нужно?
- У всех это есть, кроме меня.
- Это же для моего любимого котика!
- Я не планировал(а) это покупать.
Основная часть, задание 2 (скачать PDF-файл по ссылке).
Если школьникам непросто ответить на вопросы, педагог может помочь: обратить внимание на то, что фразы «Я трачу честно заработанные деньги, могу позволить», «Это же для моего любимого котика!» и «У всех уже такое есть, кроме меня» опираются исключительно на эмоции. А две оставшиеся — на анализ финансовой ситуации.
Задание 3
Форма работы: индивидуальная.
Учитель снова раздает каждому ученику листок с заданием. Цель — помочь ученикам осознать, удается ли им справляться с желанием совершить импульсивную покупку.
Вы видите, что под статьей об импульсивных покупках в комментариях развернулась целая дискуссия. Прочитайте комментарии и отреагируйте на них с помощью эмодзи. Объясните ваш выбор.
- Я считаю, сколько раз буду пользоваться вещью. Например, платье — на один раз, джинсы — на каждый день.
- Да может импульсивные покупки — моя единственная радость!
- Покупаю приятную мелочь, недорогую, но новую и красивую, которой я буду пользоваться еще долго.
- Я оцениваю вещь так: сколько я или мои родители должны работать, чтобы ее купить.
Основная часть, задание 3 (скачать PDF-файл по ссылке).
Основная часть. Решение проблемы
Форма работы: групповая.
Учитель предлагает сыграть в игру «Я не поддамся!». Перед игрой он обозначает контекст: обращает внимание, что мы часто покупаем ненужные вещи из-за того, что поддаемся маркетинговым уловкам.
Затем озвучивает задание: «Сейчас я вам раздам карточки с рекламными акциями. Посмотрите на каждую по очереди. Если вам кажется, что продавец пытается манипулировать — поднимите табличку “Я не поддамся!”. А если считаете предложение выгодным — выбирайте табличку “Интересно!”».
На заметку:
- Каждой группе можно раздать как одинаковые, так и разные карточки.
- Учитель сам решает, сколько карточек использовать в игре — все или несколько.
- В ходе игры педагог уточняет, почему старшеклассники выбирают ту или другую табличку.
Карточки для игры «Я не поддамся!» (скачать PDF-файл по ссылке).
Основная часть. Динамическая пауза
Форма работы: групповая.
Во время динамической паузы педагог просит закончить каждую фразу словами «Хорошо!» или «Плохо!». Только вместо того, чтобы произносить их вслух, старшеклассники должны двигаться: те, кто выбирают «Хорошо!», поднимают руки вверх, а те, кто выбирают «Плохо!» — касаются двумя руками пола.
Задание для динамической паузы
- Покупать все, что понравилось…
- Оценивать свои финансовые возможности перед покупкой…
- Искать выгодные варианты покупки…
- Планировать покупки…
- Покупать вещь только потому, что она со скидкой…
Задание для динамической паузы (скачать PDF-файл по ссылке).
Завершающая часть
Время перейти к закреплению и рефлексии. Для этого подойдут Задание 1 или Задание 2 — выбор снова за педагогом.
Задание 1
Форма работы: индивидуальная, в паре или групповая.
Задача для старшеклассников — выбрать любого героя из истории (см. картинку) и оценить его поведение на рациональность.

Завершающая часть, задание 1 (скачать PDF-файл по ссылке).
Цель — донести мысль, что одна и та же покупка может быть как разумной, так и импульсивной.
- Герой, который ищет куртку, поступает рационально: ему нужна куртка, и он покупает ее с хорошей скидкой.
- Первый покупатель также поступает рационально: ему не нужна куртка и он откладывает покупку.
- А вот последний — просто не может устоять перед предложением.
Задание 2
Форма работы: индивидуальная.
Педагог раздает каждому ученику листок с заданием. Задача: оценить и проранжировать советы финансового консультанта — от наименее полезного к наиболее полезному.
Совет 1. Задайте себе вопросы: «Есть ли у меня деньги на эту покупку?», «Покупаю ли я по лучшей цене?», «Как эта покупка соотносится с моим личным финансовым планом?».
Совет 2. Отложите покупку на 24 часа. И уже потом, на «холодную голову», примите решение.
Совет 3. Подумайте, не стали ли вы жертвой очередной маркетинговой уловки.
Совет 4. Избегайте мест, где вы чаще всего «срываетесь», если в данный момент вам ничего не нужно: не ходите в магазины на распродажи, не открывайте приложения маркетплейсов.
Совет 5. Если решили себя побаловать, выберите вещь, которая действительно будет приносить пользу еще долго.
Завершающая часть, задание 2 (скачать PDF-файл по ссылке).
Затем учитель предлагает старшеклассникам высказать собственную позицию — сформулировать собственный совет.
Вместо итога
Желаемый практический результат внеурочного занятия — подвести учеников к выводу, что контроль бюджета и финансовое планирование помогают избежать сложных ситуаций в жизни. При этом план всегда можно скорректировать. Главное — составить его.
Скачать PDF-файл с полным перечнем перечисленных выше заданий и игр можно по ссылке. Увлекательных внеурочных занятий!
*В основу статьи легли методические материалы программы «Будь финансово грамотным».
Обложка: Freepik.com