Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Внеурочная деятельность: учим старшеклассников избегать импульсивных покупок

План занятия, задания, игры и методические рекомендации от эксперта МГПУ

В этой статье — план занятия, задания, игры и методические рекомендации от доцента департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук ИГН МГПУ Анны Козловой. Из материала* вы узнаете, как провести занятие так, чтобы старшеклассники задумались о важности финансового планирования и контроле бюджета, а также научились распознавать признаки импульсивной покупки.

К каждому заданию прикладываем PDF-файл, чтобы вы могли его скачать, распечатать и раздать ученикам на занятии. А в конце статьи — файл с полным перечнем заданий и игр для занятия.

Вводная часть. Постановка проблемы

В начале занятия педагог раздает каждому ученику или паре листки с историей, и после прочтения начинается обсуждение. Задача педагога — подвести учеников к мысли о том, почему важно контролировать свои траты.

История

Максим и Вова зашли в гости к Нике. Она радостно рассматривала пакеты с покупками, которые только что забрала из пункта выдачи заказов.

Вова: Ого, вот это ты закупилась!

Ника: Тут вообще ничего серьезного. Это просто приятные мелочи. Тут каждая вещь стоит не больше 300 рублей. Я же себя контролирую!

Максим: 300 рублей — это недорого, конечно… Но сколько все вместе стоило?

Ника (смотрит в приложении): Ой… больше 3000 рублей… А ведь примерно столько же стоят беспроводные наушники, которые мне нужны, старые же сломались… Зачем я это купила…

Вова: Понимаю. Я недавно купил кроссовки за 6000 рублей по скидке. Подумал: классно, скидка. Но теперь у меня не хватает денег до конца месяца, видимо, придется брать в долг… И еще теперь у меня в голове все время крутится вопрос — мне правда так нужны были эти кроссовки?

Максим: Да, иногда так сложно себя контролировать! Я помню, что как-то две недели сидел без денег, потому что потратил за один день все деньги, которые родители дали на мелкие расходы. С тех пор стараюсь держать себя в руках.

История для вводной части (скачать PDF-файл по ссылке).

❗ Во время обсуждения учителю важно обращать внимание на то, что каждый из героев хотя бы раз оказывался в трудной ситуации из-за необдуманного решения.

Основная часть. Освоение содержания

Основная часть состоит из трех этапов: освоения содержания, решения проблемы и динамической паузы.

Этап освоения содержания эксперт рекомендует начать с просмотра фрагмента из фильма «Шопоголик». Если такой возможности нет, можно сразу переходить к Заданию 2 или Заданию 3 — выбор за педагогом. И Задание 2, и Задание 3 направлены на то, чтобы научить старшеклассников контролировать свои мысли и эмоции во время шопинга.

Задание 1

Форма работы: групповая.

Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Шопоголик» и ответить на вопросы:

  • Планировала ли Ребекка покупать шарф?
  • Были ли у нее деньги на шарф?
  • Пыталась ли она отговорить себя от покупки?
  • Что в итоге подтолкнуло героиню к покупке?

После того как ученики ответят, педагог просит сформулировать основные признаки импульсивной покупки.

Основная часть, задание 1 (скачать PDF-файл по ссылке).

Задание 2

Форма работы: индивидуальная.

Педагог раздает каждому ученику листок с заданием. 

Подчеркните фразы, которые, скорее всего, приведут к импульсивной покупке:

  • Я трачу честно заработанные деньги, могу себе позволить.
  • Мне правда это нужно?
  • У всех это есть, кроме меня.
  • Это же для моего любимого котика!
  • Я не планировал(а) это покупать.

Основная часть, задание 2 (скачать PDF-файл по ссылке).

Если школьникам непросто ответить на вопросы, педагог может помочь: обратить внимание на то, что фразы «Я трачу честно заработанные деньги, могу позволить», «Это же для моего любимого котика!» и «У всех уже такое есть, кроме меня» опираются исключительно на эмоции. А две оставшиеся — на анализ финансовой ситуации.

Задание 3

Форма работы: индивидуальная.

Учитель снова раздает каждому ученику листок с заданием. Цель — помочь ученикам осознать, удается ли им справляться с желанием совершить импульсивную покупку.

Вы видите, что под статьей об импульсивных покупках в комментариях развернулась целая дискуссия. Прочитайте комментарии и отреагируйте на них с помощью эмодзи. Объясните ваш выбор.

  • Я считаю, сколько раз буду пользоваться вещью. Например, платье — на один раз, джинсы — на каждый день.
  • Да может импульсивные покупки — моя единственная радость!
  • Покупаю приятную мелочь, недорогую, но новую и красивую, которой я буду пользоваться еще долго.
  • Я оцениваю вещь так: сколько я или мои родители должны работать, чтобы ее купить.

Основная часть, задание 3 (скачать PDF-файл по ссылке).

Основная часть. Решение проблемы

Форма работы: групповая.

Учитель предлагает сыграть в игру «Я не поддамся!». Перед игрой он обозначает контекст: обращает внимание, что мы часто покупаем ненужные вещи из-за того, что поддаемся маркетинговым уловкам.

Затем озвучивает задание: «Сейчас я вам раздам карточки с рекламными акциями. Посмотрите на каждую по очереди. Если вам кажется, что продавец пытается манипулировать — поднимите табличку “Я не поддамся!”. А если считаете предложение выгодным — выбирайте табличку “Интересно!”».

На заметку:

  • Каждой группе можно раздать как одинаковые, так и разные карточки.
  • Учитель сам решает, сколько карточек использовать в игре — все или несколько.
  • В ходе игры педагог уточняет, почему старшеклассники выбирают ту или другую табличку.

Карточки для игры «Я не поддамся!» (скачать PDF-файл по ссылке).

Основная часть. Динамическая пауза

Форма работы: групповая.

Во время динамической паузы педагог просит закончить каждую фразу словами «Хорошо!» или «Плохо!». Только вместо того, чтобы произносить их вслух, старшеклассники должны двигаться: те, кто выбирают «Хорошо!», поднимают руки вверх, а те, кто выбирают «Плохо!» — касаются двумя руками пола.

Задание для динамической паузы

  • Покупать все, что понравилось…
  • Оценивать свои финансовые возможности перед покупкой…
  • Искать выгодные варианты покупки…
  • Планировать покупки…
  • Покупать вещь только потому, что она со скидкой…

Задание для динамической паузы (скачать PDF-файл по ссылке).

Завершающая часть

Время перейти к закреплению и рефлексии. Для этого подойдут Задание 1 или Задание 2 — выбор снова за педагогом.

Задание 1

Форма работы: индивидуальная, в паре или групповая.

Задача для старшеклассников — выбрать любого героя из истории (см. картинку) и оценить его поведение на рациональность.

Завершающая часть, задание 1 (скачать PDF-файл по ссылке).

Цель — донести мысль, что одна и та же покупка может быть как разумной, так и импульсивной.

  • Герой, который ищет куртку, поступает рационально: ему нужна куртка, и он покупает ее с хорошей скидкой.
  • Первый покупатель также поступает рационально: ему не нужна куртка и он откладывает покупку.
  • А вот последний — просто не может устоять перед предложением.

Задание 2

Форма работы: индивидуальная.

Педагог раздает каждому ученику листок с заданием. Задача: оценить и проранжировать советы финансового консультанта — от наименее полезного к наиболее полезному.

Совет 1. Задайте себе вопросы: «Есть ли у меня деньги на эту покупку?», «Покупаю ли я по лучшей цене?», «Как эта покупка соотносится с моим личным финансовым планом?».

Совет 2. Отложите покупку на 24 часа. И уже потом, на «холодную голову», примите решение.

Совет 3. Подумайте, не стали ли вы жертвой очередной маркетинговой уловки.

Совет 4. Избегайте мест, где вы чаще всего «срываетесь», если в данный момент вам ничего не нужно: не ходите в магазины на распродажи, не открывайте приложения маркетплейсов.

Совет 5. Если решили себя побаловать, выберите вещь, которая действительно будет приносить пользу еще долго.

Завершающая часть, задание 2 (скачать PDF-файл по ссылке).

Затем учитель предлагает старшеклассникам высказать собственную позицию — сформулировать собственный совет.

Вместо итога

Желаемый практический результат внеурочного занятия — подвести учеников к выводу, что контроль бюджета и финансовое планирование помогают избежать сложных ситуаций в жизни. При этом план всегда можно скорректировать. Главное — составить его.

Скачать PDF-файл с полным перечнем перечисленных выше заданий и игр можно по ссылке. Увлекательных внеурочных занятий!

*В основу статьи легли методические материалы программы «Будь финансово грамотным».

Обложка: Freepik.com

Научный консультант

Анна Козлова
Доцент департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук, кандидат исторических наук

Публикации по теме