Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Внеурочная деятельность 10–11 классы: учим выбирать товары и не поддаваться скидкам

Собрали план занятия для педагога с методическими рекомендациями и заданиями от эксперта МГПУ

Перед вами — план занятия, игры, задания и методические рекомендации от Анны Козловой, доцента департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук МГПУ, автора методических материалов программы «Будь финансово грамотным». Цель занятия — научить старшеклассников выбирать товары и принимать взвешенные решения перед покупкой. А главное — помочь им разобраться, какие у них есть проблемы при планировании бюджета и как их можно решить.

❗ Для организации работы понадобится раздать задания каждому ученику — в статье разместили PDF-файлы для скачивания. А в конце статьи — файл с полным перечнем заданий и игр для занятия.

Вводная часть. Постановка проблемы

Занятие начинается с прочтения истории.

История

Ника забежала к Вове перед школой, чтобы вернуть взятую на время спортивную сумку. Вова стоял на кухне и с тоской смотрел на открытый холодильник.

Ника: Вова, ты чего там увидел?

Вова: Я ведь только недавно в магазин ходил: столько потратил, всего накупил… а тут — опять пусто!

Ника: Было бы здорово, конечно, иметь волшебный холодильник, который наполняется продуктами сам. Как скатерть-самобранка. Жалко, что так бывает только в сказках.

Вова: А заодно и шкаф с бытовой химией, гардероб с одеждой…

Ника: Но в жизни приходится все покупать… А ты в какой магазин ходишь?

Вова: В тот, что рядом с домом. А есть какая-то разница?

Ника: Моя мама говорит, что важно анализировать, где выгоднее покупать. Есть разные магазины, сайты, маркетплейсы… Да и по обычному супермаркету нужно ходить осознанно, со списком необходимых покупок, не хватать с полок все подряд.

Вова: Я еще слышал, что можно сэкономить, покупая б/у вещи с рук…

Ника: Да, по идее вариантов много. Только разобраться бы…

История для вводной части (скачать PDF-файл по ссылке).

После того как старшеклассники познакомятся с историей, учитель спрашивает: «Как думаете, какую проблему пытаются решить герои? Как ее можно сформулировать одной фразой?». Ответ: «Как купить все необходимое, не потратив при этом много денег».

❗ На что важно обратить внимание педагогу после прочтения истории:

  • Существуют расходы, на которые нужно регулярно выделять деньги. В нашем случае это продукты.
  • Всегда есть риск выйти за рамки бюджета во время покупок.

Основная часть. Освоение содержания

Задание 1

Форма работы: индивидуальная, в паре или группе.

Педагог раздает каждому ученику лист с заданием. Задача — в каждой паре товаров выбрать тот, что стоит дешевле или который выгоднее приобрести.

Основная часть, задание 1 (скачать PDF-файл по ссылке).

Вывод, к которому важно подвести учеников в конце: комфорт стоит денег. Если нужно сэкономить — придется приложить дополнительные усилия, допустим, нарезать сыр или сварить картофель. При этом бывает, что выгоднее приобрести товар, который стоит дороже: например, практичнее один раз купить бутылку и заполнять ее водой, чем покупать каждый раз магазинную.

Основная часть. Решение проблемы

Задание 2

Форма работы: индивидуальная, в паре или группе.

Педагог озвучивает задание: «Ире нужно купить стиральный порошок на маркетплейсе — помогите ей выбрать самый выгодный вариант».

Основная часть, задание 2 (скачать PDF-файл по ссылке).

Что важно проговорить учителю во время обсуждения:

  • С одной стороны, покупка двух пачек выгодна, с другой — важно рассчитать, есть ли сейчас возможность купить две большие пачки в 5 кг.
  • Третий вариант — самый невыгодный из-за маленького объема порошка.

В итоге задание должно подвести старшеклассников к главному выводу: важно смотреть не только на цену товару, но и на его размер и вес.

Задание 3

Форма работы: в паре или группе.

Сначала педагог подводит к заданию: «Сейчас много сервисов, где можно купить б/у товар у частного лица. Но есть проблема: на таких сайтах много мошенников». А затем озвучивает само задание: «Выберите самое выгодное и безопасное объявления из представленных, а остальные — зачеркните. Обращаю внимание, что нужно найти не просто самый дешевый, а еще и самый безопасный вариант. Помните, что речь идет о покупке “с рук”, поэтому оставайтесь особенно бдительным».

Основная часть, задание 3 (скачать PDF-файл по ссылке).

Учителю на заметку: рациональнее выбрать второе объявление, несмотря на цену. Потому что, во-первых, продавец предоставляет в комплекте всё, что нужно для устройства. А во-вторых, предлагает сначала убедиться, что смартфон работает.

Задание 4

Форма работы: индивидуально или в паре.

Следующее задание — прочитать рекомендации финансового консультанта. А затем дать советы Диме и Ане на основе этих рекомендаций.

Рекомендации финансового консультанта

  1. Составляйте список покупок и строго его придерживайтесь.
  2. Приходите в магазин за продуктами сытыми — так проще отказаться от импульсивных покупок.
  3. Возьмите ровно ту сумму, которая нужна для покупки продуктов из списка.
  4. Не спешите покупать продукты по акции: проверьте, есть ли продукт в списке, и сравните предлагаемую цену с той, которую планировали потратить.
  5. Не покупайте товары на кассе, сколько бы вам ни предлагали, если их нет в списке.

Задание: помогите Диме и Ане решить их проблемы. Свой совет составьте на основе рекомендаций финансового консультанта.

Дима: Я покупаю все по скидке, всегда ищу всякие яркие ценники, например, «3 по цене 2»… А нужно / не нужно — потом разберемся! Но только вот денег все равно не хватает, хотя я покупаю только выгодные товары…

Аня: Я уже не знаю, что делать. Каждый поход за продуктами — сплошное разорение. Ведь пошла только за хлебом! А потом увидела там что-то вкусное, здесь что-то интересное… И в итоге вышла с полными пакетами. А главное — без хлеба!

Основная часть, задание 4 (скачать PDF-файл по ссылке).

В конце педагог резюмирует, что рекомендации финансового консультанта помогут рациональнее распоряжаться деньгами. Однако обращает внимание, что универсальных советов не существует — все зависит от конкретной ситуации.

​​Игра «Заклинание»

Форма работы: индивидуально или в паре.

Учитель предлагает сыграть в игру, в которой старшеклассники познакомятся с основными маркетинговыми уловками.

Педагог задает ситуацию: «Представьте, что вы оказались в магазине, где на каждом шагу вас будут побуждать потратить больше денег, чем вы планировали. Так вас будут пытаться заколдовать. Но без паники! Если придумаете заклинание — вы защититесь от манипуляции и маркетинговых чар».

Правила игры:

  • Самостоятельно придумываем и формулируем заклинания.
  • Можно использовать сразу несколько заклинаний.

За занятие класс рассматривает все или несколько ситуаций — зависит от количества оставшегося времени и уровня подготовки учеников. Если учитель решит рассмотреть все, рекомендуется сделать динамическую паузу после Ситуации 4.

Под таблицей — PDF-файл с текстом задания, но без ответов (подходящих заклинаний).

Ситуация 1

Ты идешь по магазину и видишь много ярких упаковок. Все они так и просятся к тебе в корзину.

❗ Маркетинговая уловка: купи как можно больше, даже если ничего из этого тебе не нужно.

Подходящее заклинание: любое заклинание, в котором говорится про важность придерживания списка продуктов. Например: «Я покупаю продукты только из списка».

Ситуация 2

Ты продолжаешь идти по магазину и не сразу находишь нужные продукты — почему-то все они находятся на дальних полках.

❗ Маркетинговая уловка: зачем тебе нагибаться или вставать на цыпочки — хватай, что видишь. А то, что тебе нужнее или стоит дешевле, лежит далеко.

Подходящее заклинание: любое заклинание, в котором говорится про сравнение цен. Например: «Я не спешу, я могу сравнить цены на один и тот же товар».

Ситуация 3

Поворачиваешь за угол — а там на тебя «смотрит» товар «два по цене одного».

❗ Маркетинговая уловка: посмотри, здесь два товара по цене одного — хватай, это очень выгодно, больше такого предложения не будет

Подходящее заклинание: любое заклинание, в котором говорится про анализ предложения. «Я внимательно изучу предложение. Может быть, сейчас второй товар будет лишним».

Здесь важно подумать о нескольких вещах: был ли этот товар в списке, нужен ли он в таком количестве, есть ли сейчас на него деньги, действительно ли это большая скидка.

Ситуация 4

Идешь дальше — и видишь товар за 999 рублей.

❗ Маркетинговая уловка: бери, это дешево!

Подходящее заклинание: любое заклинание, в котором говорится про бдительность при изучении предложения. Например: «Я внимательно посмотрю на цену и округлю ее в большую сторону. Так я пойму, во сколько мне на самом деле обойдется покупка».
Учитель поясняет, что это известный маркетинговый прием: обычно люди ориентируются на первую цифру, а не на все число. В нашем случае покупатель может подумать, что покупает товар за 900 рублей, хотя по факту тратит 1000.

Ситуация 5

Теперь ты подходишь к стенду, на котором крупным текстом написано «Финальная распродажа! Только сегодня!»

❗ Маркетинговая уловка: дешевле уже не будет — бери, а то опоздаешь!

Подходящее заклинание: любое заклинание, в котором говорится про внимательное изучение предложения. Например: «Если товар стоит дешево — это еще не значит, что он мне нужен».

Ситуация 6

Ты видишь надпись на рекламе шампуня: «Лучший шампунь!».

❗ Маркетинговая уловка: реклама врать не будет! Раз сказали, что шампунь лучший, значит, так и есть.

Подходящее заклинание: любое заклинание, в котором говорится про важность принятия решения по формуле «цена – качество – мои финансовые возможности». Например: «Если товар популярный, это еще не значит, что он мне нужен».

Игра «Заклинание» без ответов (скачать PDF-файл по ссылке).

После завершения игры учитель хвалит учеников: «Молодцы, вы настоящие маги и справились со всеми опасностями!».

Динамическая пауза

Форма работы: в группе.

Учитель озвучивает задание для динамической паузы: «Сейчас я буду произносить фразы. Если услышите утверждение о том, как не потратить лишние деньги, — хлопните три раза. А если наоборот — постучите три раза по столу кулаком».

  1. Если товара нет в моем списке, но сейчас на него действует большая скидка — я его куплю;
  2. Я куплю нужный товар сразу, как только увижу его в магазине;
  3. Я сравню все цены на нужный мне товар;
  4. Когда я собираюсь что-то купить, я изучаю цены и округляю числа в большую сторону;
  5. Я покупаю только то, что нужно, даже если вижу скидки на другие товары;
  6. Обычно я покупаю то, что рекламируют. Мне кажется, это лучший вариант.

Динамическая пауза (скачать PDF-файл по ссылке).

Подсказка: одну и ту же фразу можно прочитать в разные моменты динамической паузы несколько раз. Особенно важно повторять те, что вызвали разные реакции.

В ходе динамической паузы учитель сопровождает правильные ответы подбадривающими репликами, например, «Замечательно!» и «Молодцы!». А в случае ошибок — использует фразы вроде «Разве?» или «Может, попробуем еще?».

Завершающая часть. Закрепление и рефлексия

Состоит из двух заданий, которые помогут закрепить знания и порефлексировать. Но если у класса не хватает времени — можно сразу перейти к Заданию 6.

Задание 5

Форма работы: индивидуальная, в паре или группе.

Эксперт рекомендует выполнять это задание в том случае, если на него остается время. Задача: выбрать подходящее приложение для Вовы.

Завершающая часть, задание 5 (скачать PDF-файл по ссылке).

Правильный ответ: «Мой бюджет».

Задание 6

Форма работы: индивидуальная.

Это итоговое задание: учитель предлагает придумать собственное мобильное приложение. Задача — назвать его и продумать функционал (фичи). Ответ можно дать в любой форме: схема, рисунок, описание, устный рассказ.

Задание не только помогает в развитии креативного мышления, но и дает возможность порефлексировать: каждый ученик может проанализировать, что дается ему труднее всего и как это решить.

❗ Можно представить задание как ярмарку стартапов: каждый ученик возьмет на себя роль разработчика, которому нужно представить свое приложение перед инвесторами.

Вместо итога

Желаемый практический результат внеурочного занятия — помочь старшеклассникам научиться выбирать товары, распределять бюджет и принимать взвешенные решения перед покупкой.

Скачать PDF-файл с полным перечнем перечисленных выше заданий и игр можно по ссылке. Увлекательных внеурочных занятий!

Обложка: Freepik.com

Научный консультант

Анна Козлова
Доцент департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук, кандидат исторических наук

Публикации по теме