Внеурочная деятельность 10–11 классы: учим выбирать товары и не поддаваться скидкам
Собрали план занятия для педагога с методическими рекомендациями и заданиями от эксперта МГПУ
Перед вами — план занятия, игры, задания и методические рекомендации от Анны Козловой, доцента департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук МГПУ, автора методических материалов программы «Будь финансово грамотным». Цель занятия — научить старшеклассников выбирать товары и принимать взвешенные решения перед покупкой. А главное — помочь им разобраться, какие у них есть проблемы при планировании бюджета и как их можно решить.
❗ Для организации работы понадобится раздать задания каждому ученику — в статье разместили PDF-файлы для скачивания. А в конце статьи — файл с полным перечнем заданий и игр для занятия.
Вводная часть. Постановка проблемы
Занятие начинается с прочтения истории.
История
Ника забежала к Вове перед школой, чтобы вернуть взятую на время спортивную сумку. Вова стоял на кухне и с тоской смотрел на открытый холодильник.
Ника: Вова, ты чего там увидел?
Вова: Я ведь только недавно в магазин ходил: столько потратил, всего накупил… а тут — опять пусто!
Ника: Было бы здорово, конечно, иметь волшебный холодильник, который наполняется продуктами сам. Как скатерть-самобранка. Жалко, что так бывает только в сказках.
Вова: А заодно и шкаф с бытовой химией, гардероб с одеждой…
Ника: Но в жизни приходится все покупать… А ты в какой магазин ходишь?
Вова: В тот, что рядом с домом. А есть какая-то разница?
Ника: Моя мама говорит, что важно анализировать, где выгоднее покупать. Есть разные магазины, сайты, маркетплейсы… Да и по обычному супермаркету нужно ходить осознанно, со списком необходимых покупок, не хватать с полок все подряд.
Вова: Я еще слышал, что можно сэкономить, покупая б/у вещи с рук…
Ника: Да, по идее вариантов много. Только разобраться бы…
История для вводной части (скачать PDF-файл по ссылке).
После того как старшеклассники познакомятся с историей, учитель спрашивает: «Как думаете, какую проблему пытаются решить герои? Как ее можно сформулировать одной фразой?». Ответ: «Как купить все необходимое, не потратив при этом много денег».
❗ На что важно обратить внимание педагогу после прочтения истории:
- Существуют расходы, на которые нужно регулярно выделять деньги. В нашем случае это продукты.
- Всегда есть риск выйти за рамки бюджета во время покупок.
Основная часть. Освоение содержания
Задание 1
Форма работы: индивидуальная, в паре или группе.
Педагог раздает каждому ученику лист с заданием. Задача — в каждой паре товаров выбрать тот, что стоит дешевле или который выгоднее приобрести.

Основная часть, задание 1 (скачать PDF-файл по ссылке).
Вывод, к которому важно подвести учеников в конце: комфорт стоит денег. Если нужно сэкономить — придется приложить дополнительные усилия, допустим, нарезать сыр или сварить картофель. При этом бывает, что выгоднее приобрести товар, который стоит дороже: например, практичнее один раз купить бутылку и заполнять ее водой, чем покупать каждый раз магазинную.
Основная часть. Решение проблемы
Задание 2
Форма работы: индивидуальная, в паре или группе.
Педагог озвучивает задание: «Ире нужно купить стиральный порошок на маркетплейсе — помогите ей выбрать самый выгодный вариант».

Основная часть, задание 2 (скачать PDF-файл по ссылке).
Что важно проговорить учителю во время обсуждения:
- С одной стороны, покупка двух пачек выгодна, с другой — важно рассчитать, есть ли сейчас возможность купить две большие пачки в 5 кг.
- Третий вариант — самый невыгодный из-за маленького объема порошка.
В итоге задание должно подвести старшеклассников к главному выводу: важно смотреть не только на цену товару, но и на его размер и вес.
Задание 3
Форма работы: в паре или группе.
Сначала педагог подводит к заданию: «Сейчас много сервисов, где можно купить б/у товар у частного лица. Но есть проблема: на таких сайтах много мошенников». А затем озвучивает само задание: «Выберите самое выгодное и безопасное объявления из представленных, а остальные — зачеркните. Обращаю внимание, что нужно найти не просто самый дешевый, а еще и самый безопасный вариант. Помните, что речь идет о покупке “с рук”, поэтому оставайтесь особенно бдительным».

Основная часть, задание 3 (скачать PDF-файл по ссылке).
Учителю на заметку: рациональнее выбрать второе объявление, несмотря на цену. Потому что, во-первых, продавец предоставляет в комплекте всё, что нужно для устройства. А во-вторых, предлагает сначала убедиться, что смартфон работает.
Задание 4
Форма работы: индивидуально или в паре.
Следующее задание — прочитать рекомендации финансового консультанта. А затем дать советы Диме и Ане на основе этих рекомендаций.
Рекомендации финансового консультанта
- Составляйте список покупок и строго его придерживайтесь.
- Приходите в магазин за продуктами сытыми — так проще отказаться от импульсивных покупок.
- Возьмите ровно ту сумму, которая нужна для покупки продуктов из списка.
- Не спешите покупать продукты по акции: проверьте, есть ли продукт в списке, и сравните предлагаемую цену с той, которую планировали потратить.
- Не покупайте товары на кассе, сколько бы вам ни предлагали, если их нет в списке.
Задание: помогите Диме и Ане решить их проблемы. Свой совет составьте на основе рекомендаций финансового консультанта.
Дима: Я покупаю все по скидке, всегда ищу всякие яркие ценники, например, «3 по цене 2»… А нужно / не нужно — потом разберемся! Но только вот денег все равно не хватает, хотя я покупаю только выгодные товары…
Аня: Я уже не знаю, что делать. Каждый поход за продуктами — сплошное разорение. Ведь пошла только за хлебом! А потом увидела там что-то вкусное, здесь что-то интересное… И в итоге вышла с полными пакетами. А главное — без хлеба!
Основная часть, задание 4 (скачать PDF-файл по ссылке).
В конце педагог резюмирует, что рекомендации финансового консультанта помогут рациональнее распоряжаться деньгами. Однако обращает внимание, что универсальных советов не существует — все зависит от конкретной ситуации.
Игра «Заклинание»
Форма работы: индивидуально или в паре.
Учитель предлагает сыграть в игру, в которой старшеклассники познакомятся с основными маркетинговыми уловками.
Педагог задает ситуацию: «Представьте, что вы оказались в магазине, где на каждом шагу вас будут побуждать потратить больше денег, чем вы планировали. Так вас будут пытаться заколдовать. Но без паники! Если придумаете заклинание — вы защититесь от манипуляции и маркетинговых чар».
Правила игры:
- Самостоятельно придумываем и формулируем заклинания.
- Можно использовать сразу несколько заклинаний.
За занятие класс рассматривает все или несколько ситуаций — зависит от количества оставшегося времени и уровня подготовки учеников. Если учитель решит рассмотреть все, рекомендуется сделать динамическую паузу после Ситуации 4.
Под таблицей — PDF-файл с текстом задания, но без ответов (подходящих заклинаний).
Ситуация 1
Ты идешь по магазину и видишь много ярких упаковок. Все они так и просятся к тебе в корзину.
❗ Маркетинговая уловка: купи как можно больше, даже если ничего из этого тебе не нужно.
Подходящее заклинание: любое заклинание, в котором говорится про важность придерживания списка продуктов. Например: «Я покупаю продукты только из списка».
Ситуация 2
Ты продолжаешь идти по магазину и не сразу находишь нужные продукты — почему-то все они находятся на дальних полках.
❗ Маркетинговая уловка: зачем тебе нагибаться или вставать на цыпочки — хватай, что видишь. А то, что тебе нужнее или стоит дешевле, лежит далеко.
Подходящее заклинание: любое заклинание, в котором говорится про сравнение цен. Например: «Я не спешу, я могу сравнить цены на один и тот же товар».
Ситуация 3
Поворачиваешь за угол — а там на тебя «смотрит» товар «два по цене одного».
❗ Маркетинговая уловка: посмотри, здесь два товара по цене одного — хватай, это очень выгодно, больше такого предложения не будет
Подходящее заклинание: любое заклинание, в котором говорится про анализ предложения. «Я внимательно изучу предложение. Может быть, сейчас второй товар будет лишним».
Здесь важно подумать о нескольких вещах: был ли этот товар в списке, нужен ли он в таком количестве, есть ли сейчас на него деньги, действительно ли это большая скидка.
Ситуация 4
Идешь дальше — и видишь товар за 999 рублей.
❗ Маркетинговая уловка: бери, это дешево!
Подходящее заклинание: любое заклинание, в котором говорится про бдительность при изучении предложения. Например: «Я внимательно посмотрю на цену и округлю ее в большую сторону. Так я пойму, во сколько мне на самом деле обойдется покупка».
Учитель поясняет, что это известный маркетинговый прием: обычно люди ориентируются на первую цифру, а не на все число. В нашем случае покупатель может подумать, что покупает товар за 900 рублей, хотя по факту тратит 1000.
Ситуация 5
Теперь ты подходишь к стенду, на котором крупным текстом написано «Финальная распродажа! Только сегодня!»
❗ Маркетинговая уловка: дешевле уже не будет — бери, а то опоздаешь!
Подходящее заклинание: любое заклинание, в котором говорится про внимательное изучение предложения. Например: «Если товар стоит дешево — это еще не значит, что он мне нужен».
Ситуация 6
Ты видишь надпись на рекламе шампуня: «Лучший шампунь!».
❗ Маркетинговая уловка: реклама врать не будет! Раз сказали, что шампунь лучший, значит, так и есть.
Подходящее заклинание: любое заклинание, в котором говорится про важность принятия решения по формуле «цена – качество – мои финансовые возможности». Например: «Если товар популярный, это еще не значит, что он мне нужен».
Игра «Заклинание» без ответов (скачать PDF-файл по ссылке).
После завершения игры учитель хвалит учеников: «Молодцы, вы настоящие маги и справились со всеми опасностями!».
Динамическая пауза
Форма работы: в группе.
Учитель озвучивает задание для динамической паузы: «Сейчас я буду произносить фразы. Если услышите утверждение о том, как не потратить лишние деньги, — хлопните три раза. А если наоборот — постучите три раза по столу кулаком».
- Если товара нет в моем списке, но сейчас на него действует большая скидка — я его куплю;
- Я куплю нужный товар сразу, как только увижу его в магазине;
- Я сравню все цены на нужный мне товар;
- Когда я собираюсь что-то купить, я изучаю цены и округляю числа в большую сторону;
- Я покупаю только то, что нужно, даже если вижу скидки на другие товары;
- Обычно я покупаю то, что рекламируют. Мне кажется, это лучший вариант.
Динамическая пауза (скачать PDF-файл по ссылке).
Подсказка: одну и ту же фразу можно прочитать в разные моменты динамической паузы несколько раз. Особенно важно повторять те, что вызвали разные реакции.
В ходе динамической паузы учитель сопровождает правильные ответы подбадривающими репликами, например, «Замечательно!» и «Молодцы!». А в случае ошибок — использует фразы вроде «Разве?» или «Может, попробуем еще?».
Завершающая часть. Закрепление и рефлексия
Состоит из двух заданий, которые помогут закрепить знания и порефлексировать. Но если у класса не хватает времени — можно сразу перейти к Заданию 6.
Задание 5
Форма работы: индивидуальная, в паре или группе.
Эксперт рекомендует выполнять это задание в том случае, если на него остается время. Задача: выбрать подходящее приложение для Вовы.

Завершающая часть, задание 5 (скачать PDF-файл по ссылке).
Правильный ответ: «Мой бюджет».
Задание 6
Форма работы: индивидуальная.
Это итоговое задание: учитель предлагает придумать собственное мобильное приложение. Задача — назвать его и продумать функционал (фичи). Ответ можно дать в любой форме: схема, рисунок, описание, устный рассказ.
Задание не только помогает в развитии креативного мышления, но и дает возможность порефлексировать: каждый ученик может проанализировать, что дается ему труднее всего и как это решить.
❗ Можно представить задание как ярмарку стартапов: каждый ученик возьмет на себя роль разработчика, которому нужно представить свое приложение перед инвесторами.
Вместо итога
Желаемый практический результат внеурочного занятия — помочь старшеклассникам научиться выбирать товары, распределять бюджет и принимать взвешенные решения перед покупкой.
Скачать PDF-файл с полным перечнем перечисленных выше заданий и игр можно по ссылке. Увлекательных внеурочных занятий!
Обложка: Freepik.com