Наставничество в вузе: системное решение для развития человеческого потенциала
Как превратить поддержку преподавателей в устойчивую систему
Белолуцкая А. К., Головина А. В., Гурин Г. Г., Деянов М. А., Жабина Н. Г., Криштофик И. С., Щербакова Т. В.
Московский городской педагогический университет последовательно выстраивает систему поддержки педагогов — от школы до университета. Ранее ученые лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО изучали, как развивать наставничество в школьной среде. Их новое исследование делает следующий шаг — переносит фокус на развитие системы наставничества в высшей школе.
Сегодня многие молодые преподаватели работают на пределе возможностей: высокая нагрузка, недостаток поддержки и быстрое выгорание нередко приводят к смене работы и, как следствие, к ослаблению кадрового потенциала вузов. Ученые утверждают: грамотная система наставничества может помочь изменить ситуацию. Она может стать не временной мерой адаптации, а устойчивым механизмом развития кадрового потенциала и формирования профессиональных сообществ в вузах.
От разрозненных практик к системе
Ученые МГПУ проанализировали широкий спектр российских и зарубежных практик наставничества: от программ Кембриджского и Массачусетского университетов до отечественных проектов «PRO-Развитие» и «Школа молодого преподавателя». За рубежом наставничество давно встроено в кадровую стратегию вузов — исследователи объясняют, что это повышает качество преподавания и удержание кадров, формирует «инклюзивное и поддерживающее научное сообщество». Российская практика же пока локальна: инициативы зависят от энтузиазма отдельных подразделений.
«В условиях серьезных трансформаций высшего образования и дефицита молодых научно-педагогических кадров наставничество становится критически важным социальным механизмом профессиональной адаптации и развития молодых преподавателей».
Эксперты работают над тем, чтобы превратить разрозненные инициативы в целостную систему — встроенную в кадровую политику университета и поддерживающую развитие каждого преподавателя.
Мentor.mgpu.ru: от идеи — к платформе
Исследователи МГПУ разработали рамочную модель наставнического сообщества преподавателей, «не зависящую от конкретных участников и кратковременных задач». Ключевой инструмент этой модели — цифровая платформа mentor.mgpu.ru, где преподаватели могут находить наставников, консультироваться и фиксировать результаты взаимодействия.
Модель опирается на концептуальный подход SPACE, который включает пять принципов:
- Social — неформальное общение и поддержка;
- Progress — личностный и профессиональный рост;
- Access — открытость и отсутствие бюрократии;
- Contribution — личный вклад каждого участника;
- Excellence — стремление к высокому качеству работы.
Эксперты подчеркивают, что наставничество должно восприниматься не как «общественно значимая догрузка», а как инвестиция в собственное развитие. Наставники получают признание: публичное звание «Наставник МГПУ», участие в экспертных советах, конкурсах вроде «Московский городской старт». Эффективность оценивается через обратную связь от молодых преподавателей и данные платформы mentor.mgpu.ru.
Наставнические лаборатории как пространство роста и сотрудничества
Другой эффективный формат — наставнические лаборатории. Это площадки совместной работы опытных преподавателей и молодых коллег над проектными и исследовательскими задачами.
Каждая лаборатория создается на один учебный год и объединяет до семи преподавателей. Тематика лабораторий может быть связана с цифровой дидактикой, внедрением ИИ в образование, развитием исследовательских компетенций, урбанистикой и другими актуальными направлениями.
Такая форма наставничества помогает перевести взаимодействие из консультативного формата в проектный, где результат работы можно измерить — через новые методики, публикации, гранты или разработанные курсы. Лучшие лаборатории могут получить официальный статус и стать ядром новых университетских научно-педагогических школ.
От практики поддержки к культуре университетского наставничества
«Наставничество сегодня — это не только передача профессионального опыта, но и стратегический инструмент развития человеческого потенциала университета, формирования корпоративной культуры и обеспечения преемственности поколений», — отмечают авторы исследования.
В дайджесте «Развитие человеческого потенциала в университетах: возможные подходы к организации наставнических практик» они:
- проанализировали лучшие практики, организационные модели и стратегии адаптации молодых преподавателей;
- развеяли мифы о наставничестве;
- представляли рекомендации для вузов по созданию собственных систем поддержки.
Исследование МГПУ может помочь вузам выстроить собственную систему наставничества. Оно доказывает: университет будущего строится не только на цифровых решениях, но прежде всего на человеческих связях — на сообществе педагогов, которые учатся друг у друга, делятся знаниями и создают культуру взаимной поддержки.