Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

3 формы организации внеурочной деятельности для старшеклассников

Для развития мягких навыков и формирования жизненных ценностей

Собрали в статье примеры форм организации внеурочной деятельности для старшеклассников, рекомендованные доцентом департамента педагогики ИППО МГПУ Полиной Араповойi. Главная их цель — помочь школьникам сформировать жизненные ценности и развить мягкие навыки: научиться размышлять, общаться и сотрудничать друг с другом.

Но сразу уточним: мы приводим не «железобетонные» правила, а ориентир. Педагог и ученики могут смело привносить свое: лучше быть креативными и ошибиться, чем строго, но безразлично следовать инструкциям.

Форма организации внеурочной деятельности: знакомство

Начнем со знакомства. Ниже — три способа организации внеурочной деятельности, которые помогут подросткам познакомиться и узнать друг друга лучше. 

Веер имен. Этот вариант подходит для группы, где ребята еще не знакомы друг с другом. Первый школьник представляется и описывает себя по первой букве имени. Например, «Олег — отважный». После этого второй ученик повторяет услышанное и делает то же самое: допустим, «Олег — отважный, Арина — артистичная». И так далее. Самая сложная задача у последнего ученика: он должен повторить все имена и описать себя.

Круг знакомств. Школьники садятся в круг, у всех есть бейджи с именем. Один стул остается свободным — на него по очереди садятся ученики и отвечают на вопросы, которые задает группа. Если школьнику не нравится вопрос, он имеет право на него не отвечать. Цель — помочь подросткам познакомиться и узнать друг друга лучше.

Волшебный стул. Каждый по очереди садится на «волшебный стул», а другие его хвалят. Например, говорят, что он умный и добрый, или дают более развернутые ответы, вспоминая, какой его поступок им больше всего запомнился.

Даже если ученики не будут знать, что сказать, и возникнет пауза — ничего страшного. Здесь педагог может помочь прожить это молчание, например, попросить вспомнить какой-то случай или похвалить человека сам.

Форма организации внеурочной деятельности: дискурсия

Дискурсивная деятельность — это совместное размышление на тему и групповой поиск решения одного или нескольких вопросов по ней. В ходе такой деятельности школьники учатся анализировать, коммуницировать и сотрудничать друг с другом.

Я меняю мир. Педагог предлагает подросткам проанализировать, как они меняют мир, — это подталкивает их задуматься, почему важно делать вклад в то, что нас окружает. По наблюдениям, подростки обычно отвечают, что они меняют мир, когда учатся прощать или берут на себя ответственность.

Карта счастья. Педагог просит закончить фразу «Для меня счастье — это…», а потом показывает карту мира и просит назвать материки, горы, моря в соответствии с их пониманием счастья. Например, «вот — материк “Теплые отношения с родителями”, а вот — гора “Надежная дружба”».

После этого учитель раскладывает бумагу на полу и просит учеников нарисовать на ней шаги к счастью. Первый шаг рисует один ученик, второй — следующий и так далее. В итоге каждый оставляет свой «след» на бумаге. Когда все готово, педагог предлагает пройти по шагам всем вместе, положив друг другу на плечи руки или взявшись за руки.

Таким образом школьники начинают осмыслять понятие «счастье». Они осознают, что счастье — это результат ценностного отношения человека к жизни, а во время шагов понимают, что счастье — это когда рядом есть близкие и друзья.

Римский клуб. Одна половина класса должна доказать, что справедливость в обществе возможна, а другая — что это утопия. При этом эксперт рекомендует делить школьников не на две большие группы, а на группы из 3-5 человек. Сначала ученики ищут ответ на вопрос, а потом — записывают его.

В конце педагог предлагает завершить фразы: «Справедливость в обществе можно установить, когда…», «Справедливость в обществе нельзя установить, потому что…».

Форма организации внеурочной деятельности: дискуссия о выборе жизненного пути

Задача педагога — помочь школьникам сформировать образ будущего и осознать, как его реализовать. Идея в том, что цель для человека становится значимой, только когда он понимает, как ее достичь.

Галерея выборов. Локация: любой музей города, где выставлены картины. Учитель предлагает старшеклассникам выбрать 3 картины, которые, с их точки зрения, отображают выбор жизненного пути. Цель — помочь им осмыслить эту тему.

Случай из практики эксперта МГПУ: подростки, посетившие Третьяковскую галерею, выбрали «Радугу» Ивана Айвазовского, «Апофеоз войны» Василия Верещагина, «Неутешное горе» Ивана Крамского, «Владимирка» Исаака Левитана, «Неравный брак» Василия Пукирева и «Боярыню Морозову» Василия Сурикова. Эти картины подтолкнули их к размышлениям. Например, увидев «Боярыню Морозову», школьники сказали, что выбор — это выбор образа жизни, который человек делает исходя из своих ценностей и убеждений. А рассмотрев «Неутешное горе» и «Апофеоз войны», высказали мысль, что выбор — это способ поведения в кризисные моменты. В итоге многие пришли к выводу, что у человека всегда есть выбор, и даже когда он отказывается его делать — это тоже выбор.

Преодолеть кризис. Первая цель организации внеурочной деятельности — принять, что кризисы в жизни случаются и что без них невозможно развитие. А вторая — сформировать стремление к конструктивному выходу из них.

В начале учитель предлагает закончить предложение «Для меня кризис — это…», а затем делит учеников на группы и просит каждую найти выход из четырех ситуаций:

Ситуация 1. Пятнадцатилетняя Саша успешно занималась танцами: быстро прогрессировала, исполняла главные роли. Но пришла новенькая, и педагог отдал роль Саши ей, сказав, что у той лучше получается. В итоге девушка обиделась, перестала ходить на занятия и начала думать, что она хуже других.      

Ситуация 2. Шестнадцатилетняя Валя рассказала подруге, что влюблена в Яшу. Они часто проводили время втроем, но однажды Валя узнала, что подруга с Яшей влюблены друг в друга. Это стало двойным ударом — и школьница замкнулась в себе. 

Ситуация 3. У шестнадцатилетнего Юры все было хорошо: семья, девушка, спорт, впереди ждал институт. Но внезапно серьезно заболел отец, и постепенно в жизни подростка начали появляться алкоголь и сигареты, он стал часто ссориться с девушкой. В итоге отец умер, после чего на Юру обрушились отчаяние и безысходность.

Ситуация 4. Семнадцатилетний Женя с 12 лет занимался футболом, выступал на региональных чемпионатах, его ждала большая спортивная карьера. Но он получил травму и узнал от врачей, что больше никогда не сможет заниматься спортом. Ему сделали операцию, после которой подросток не хотел видеть никого, особенно друзей из команды и тренера.

Шаг навстречу профессии. Педагог предлагает продолжить фразы: «Когда человек самостоятельно выбирает профессию, он…», «Когда за человека решают, какую профессию ему выбрать, он…».

Затем он делит класс на группы из 5 человек и раздает каждой карту с разными типами профессий: «человек — человек», «человек — техника», «человек — знак», «человек — природа», «человек — художественный образ». Допустим, в списке «человек — человек» могут быть психолог, педагог, продавец, продюсер, HR-менеджер и так далее. Задача группы — продолжить список и назвать способности, которые понадобятся для освоения профессии. Здесь педагогу важно навести на мысль о том, что трудолюбие и готовность к диалогу нужны для любой специальности.

После этого он показывает изображение с лестницей и предлагает назвать шаг, который приблизит к реализации задуманного. Обычно ученики упоминают уверенность, способности, знания, трудолюбие, умение общаться, везение, здоровье. А в конце — просит выбрать один из трех вариантов для утверждения «Я сам буду выбирать профессию»: «да», «нет», «может быть».

Цель — помочь старшеклассникам сформировать стремление к достижению цели и осознанное отношение к выбору профессии. Во время дискуссии они задумываются над тем, чем мотивируются люди при выборе профессии, всегда ли они сами её выбирают и как сделать правильный выбор.

Коротко

  • Форма «Знакомство» нужна, чтобы школьники не только познакомились, но и узнали друг друга лучше.
  • Цель дискурсии — в осмыслении ценностей и развитии навыков анализирования, коммуникации и сотрудничества.
  • Дискуссия о выборе жизненного пути помогает школьникам сформировать образ будущего и осознать, как его реализовать.
  • При организации внеурочной деятельности важно помнить, что учитель и ученики могут привносить что-то свое. Если строго следовать правилам, из формы внеурочной деятельности могут уйти легкость, спонтанность и креатив.

i Арапова П. И. Учебно-методическое пособие «Организация групповой деятельности школьников», изд. 2. скачать
Обложка: Freepik

Публикации по теме