Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Как научить ребенка финансовой грамотности: без скучных терминов и нотаций

От карманных денег до первых инвестиций: чему и как учить детей в школе

≈ 4 минуты чтения

Финансовая грамотность давно перестала быть «делом взрослых». Современные дети рано знакомятся с деньгами: получают карманные средства, совершают покупки в интернете, оплачивают проезд или игры через мобильные приложения. Если школа и семья не помогут им разобраться, за знаниями они пойдут к друзьям или в интернет — и рискуют попасть в ловушку мошенников.

О том, как обучать финансовой грамотности без скучных терминов и нотаций, рассказала Анна Козлова, доцент департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук МГПУ.

Почему учебник не научит ребенка распоряжаться финансами

Финансовая грамотность — это не только умение экономить или планировать бюджет. Это способность принимать рациональные решения в конкретной ситуации: избегать лишних потерь или получать максимальную выгоду.

Проблема в том, что здесь нет готовых рецептов или аксиом. Нельзя прочитать учебник или книгу с советами эксперта, выучить их от корки до корки и в дальнейшем никогда не допускать ошибок. Прокачать нужные навыки можно только на практике. Следовательно, чем раньше взрослые начнут говорить с ребенком о финансах и приглашать его к участию в принятии финансовых решений, тем больше шансов вырастить финансово грамотного человека.

В каком возрасте начинать развивать финансовую грамотность детей

Точного возраста для «старта» не существует. Все зависит от семьи и самого ребенка. Как только в его руках оказались свои, пусть и небольшие деньги, как только он начал пользоваться интернетом или заинтересовался тем, как оплачиваются коммунальные услуги, — ребенок уже участник финансовых отношений. И первые проводники здесь — родители. Их задача — сформировать базовое отношение к деньгам и задать модель поведения.

Фото: Freepik.com

Финансовая грамотность для школьников: как найти подход на разных возрастных этапах

Когда у детей появляются первые деньги и базовые навыки обращения с ними, важную роль начинают играть школьные занятия. Здесь эстафету у родителей перехватывают другие взрослые — учителя.

Важно, чтобы школьные уроки финансовой грамотности не превращались в повтор программы по обществознанию. Конспекты, запись определений и контрольные не научат ребенка принимать решения. Ведь речь идет не о том, чтобы выучить термины, связанные с финансами, и уметь нарисовать кривую спроса или предложения, а о том, чтобы постепенно прививать устойчивые и осознанные модели поведения. Это процесс сложный и совсем не быстрый.

Пример

На уроках обществознания ученик постигает суть инфляционных процессов: ему необходимо уметь дать определение, охарактеризовать инфляцию по причинам и темпам роста, сформулировать основные аспекты государственной антиинфляционной политики.

Для чего? Прежде всего, чтобы суметь выполнить задания ЕГЭ.

Но все эти знания не гарантируют того, что он сможет правильно распорядиться деньгами в условиях инфляции. Если занятия по финансовой грамотности будут полностью повторять предметное обучение, это не будет эффективно, более того — может навсегда оттолкнуть ученика от столь увлекательного мира финансов.

Темы для курса занятий можно выстроить по возрастным этапам:

  • начальная школа и 5–6 классы: личные и семейные финансы, покупки на понятных примерах, выбор «потратить сейчас или отложить на потом», простые стратегии накоплений, планирование и составление бюджета;
  • 7–9 классы: дебетовые карты, вклады, кредиты, первые подработки, основы безопасного пользования банковскими продуктами;
  • 10–11 классы: налоги, инвестиции, предпринимательство;
  • для всех возрастов: финансовая безопасность и защита от мошенничества.

Если вы ищете план занятия для старшеклассников по безопасности в интернете

📎 В этой статье мы собрали задания, которые научат школьников не попадаться на уловки интернет-мошенников и составлять надежные пароли.

Какие методы и приемы обучения выбрать

Эффективный прием — задания, основанные на реальных ситуациях. Например, в магазине продается товар по акции, и нужно понять, действительно ли это выгодное предложение или очередная маркетинговая манипуляция. Важно, чтобы задания соответствовали возрасту: 12-летнему подростку интереснее решать, стоит ли покупать новый гаджет, чем выбирать пенсионный фонд. Форматы заданий могут быть традиционными: тесты, соотнесения, определение верности, развернутые или краткие ответы, но ключевое — работа с конкретной реальной ситуацией с опорой на прежний социальный и учебный опыт.

Как правило, одно задание включает несколько вопросов, другими словами, является комплексным. Последовательность работы может быть следующей:

  • Выявление информации. Ученики извлекают финансовую информацию из предложенного источника: диалога, рекламного буклета, прайс-листа, договора, квитанции и пр.
  • Анализ ситуации. Определяют, какая именно проблема заложена в материале.
  • Оценка решений. Рассматривают возможные варианты поведения в предлагаемой ситуации, оценивают последствия.
  • Выбор решения. Определяют, обосновывают оптимальную модель действий / поведения.

Например, на первом этапе мы знакомимся с сообщением, в котором адресата поздравляют с победой в конкурсе, объявленном любимым блогером. Далее мы вычленяем признаки финансового мошенничества, даем оценку сообщению как опасному и принимаем решение о его игнорировании.

Важно понимать, что ни одно задание не гарантирует, что грамотное поведение сформируется сразу. Поэтому учителю стоит систематически обращаться к той или иной теме. Кроме того, одна и та же ситуация, рассмотренная с разных позиций, может иметь совершенно иное разрешение. Например, конкретный банковский вклад может быть крайне выгоден одному клиенту, но не подходить другому.

Фото: Freepik.com

Как сделать уроки финансовой грамотности интересными для школьников

Ответ очень простой: не превращать уроки в набор определений и терминов, а делать их «живыми». Тогда дети не потеряют интерес. Подойдут ролевые игры (например, консультант и клиент банка), квесты (дойди до цели, не попав в ловушки мошенников) или работа над реальными проектами (готовим плакаты, подкаст, сценарии для занятий с малышами). Хорошо, когда есть возможность выйти за пределы класса: посетить фестиваль финкультуры, послушать лекцию экспертов, принять участие в конкурсе.

Формирование финансовой грамотности не ограничивается школьной программой или определенным периодом жизни человека. Мир так быстро меняется, что наши представления о правильном могут быть подвержены сомнению в любой момент. Другими словами, всю нашу жизнь мы учимся принимать верные решения. Но насколько нам это будет удаваться, зависит от того, какую основу для этого заложат семья и школа. Главное — не удариться в морализаторство и менторство, а быть другом и соратником.

Обложка: Freepik.com

Автор

Анна Козлова
Доцент департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук, кандидат исторических наук

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA

Публикации по теме