Как научить ребенка финансовой грамотности: без скучных терминов и нотаций
От карманных денег до первых инвестиций: чему и как учить детей в школе
Финансовая грамотность давно перестала быть «делом взрослых». Современные дети рано знакомятся с деньгами: получают карманные средства, совершают покупки в интернете, оплачивают проезд или игры через мобильные приложения. Если школа и семья не помогут им разобраться, за знаниями они пойдут к друзьям или в интернет — и рискуют попасть в ловушку мошенников.
О том, как обучать финансовой грамотности без скучных терминов и нотаций, рассказала Анна Козлова, доцент департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук МГПУ.
Почему учебник не научит ребенка распоряжаться финансами
Финансовая грамотность — это не только умение экономить или планировать бюджет. Это способность принимать рациональные решения в конкретной ситуации: избегать лишних потерь или получать максимальную выгоду.
Проблема в том, что здесь нет готовых рецептов или аксиом. Нельзя прочитать учебник или книгу с советами эксперта, выучить их от корки до корки и в дальнейшем никогда не допускать ошибок. Прокачать нужные навыки можно только на практике. Следовательно, чем раньше взрослые начнут говорить с ребенком о финансах и приглашать его к участию в принятии финансовых решений, тем больше шансов вырастить финансово грамотного человека.
В каком возрасте начинать развивать финансовую грамотность детей
Точного возраста для «старта» не существует. Все зависит от семьи и самого ребенка. Как только в его руках оказались свои, пусть и небольшие деньги, как только он начал пользоваться интернетом или заинтересовался тем, как оплачиваются коммунальные услуги, — ребенок уже участник финансовых отношений. И первые проводники здесь — родители. Их задача — сформировать базовое отношение к деньгам и задать модель поведения.

Финансовая грамотность для школьников: как найти подход на разных возрастных этапах
Когда у детей появляются первые деньги и базовые навыки обращения с ними, важную роль начинают играть школьные занятия. Здесь эстафету у родителей перехватывают другие взрослые — учителя.
Важно, чтобы школьные уроки финансовой грамотности не превращались в повтор программы по обществознанию. Конспекты, запись определений и контрольные не научат ребенка принимать решения. Ведь речь идет не о том, чтобы выучить термины, связанные с финансами, и уметь нарисовать кривую спроса или предложения, а о том, чтобы постепенно прививать устойчивые и осознанные модели поведения. Это процесс сложный и совсем не быстрый.
Пример
На уроках обществознания ученик постигает суть инфляционных процессов: ему необходимо уметь дать определение, охарактеризовать инфляцию по причинам и темпам роста, сформулировать основные аспекты государственной антиинфляционной политики.
Для чего? Прежде всего, чтобы суметь выполнить задания ЕГЭ.
Но все эти знания не гарантируют того, что он сможет правильно распорядиться деньгами в условиях инфляции. Если занятия по финансовой грамотности будут полностью повторять предметное обучение, это не будет эффективно, более того — может навсегда оттолкнуть ученика от столь увлекательного мира финансов.
Темы для курса занятий можно выстроить по возрастным этапам:
- начальная школа и 5–6 классы: личные и семейные финансы, покупки на понятных примерах, выбор «потратить сейчас или отложить на потом», простые стратегии накоплений, планирование и составление бюджета;
- 7–9 классы: дебетовые карты, вклады, кредиты, первые подработки, основы безопасного пользования банковскими продуктами;
- 10–11 классы: налоги, инвестиции, предпринимательство;
- для всех возрастов: финансовая безопасность и защита от мошенничества.
Если вы ищете план занятия для старшеклассников по безопасности в интернете
📎 В этой статье мы собрали задания, которые научат школьников не попадаться на уловки интернет-мошенников и составлять надежные пароли.
Какие методы и приемы обучения выбрать
Эффективный прием — задания, основанные на реальных ситуациях. Например, в магазине продается товар по акции, и нужно понять, действительно ли это выгодное предложение или очередная маркетинговая манипуляция. Важно, чтобы задания соответствовали возрасту: 12-летнему подростку интереснее решать, стоит ли покупать новый гаджет, чем выбирать пенсионный фонд. Форматы заданий могут быть традиционными: тесты, соотнесения, определение верности, развернутые или краткие ответы, но ключевое — работа с конкретной реальной ситуацией с опорой на прежний социальный и учебный опыт.
Как правило, одно задание включает несколько вопросов, другими словами, является комплексным. Последовательность работы может быть следующей:
- Выявление информации. Ученики извлекают финансовую информацию из предложенного источника: диалога, рекламного буклета, прайс-листа, договора, квитанции и пр.
- Анализ ситуации. Определяют, какая именно проблема заложена в материале.
- Оценка решений. Рассматривают возможные варианты поведения в предлагаемой ситуации, оценивают последствия.
- Выбор решения. Определяют, обосновывают оптимальную модель действий / поведения.
Например, на первом этапе мы знакомимся с сообщением, в котором адресата поздравляют с победой в конкурсе, объявленном любимым блогером. Далее мы вычленяем признаки финансового мошенничества, даем оценку сообщению как опасному и принимаем решение о его игнорировании.
Важно понимать, что ни одно задание не гарантирует, что грамотное поведение сформируется сразу. Поэтому учителю стоит систематически обращаться к той или иной теме. Кроме того, одна и та же ситуация, рассмотренная с разных позиций, может иметь совершенно иное разрешение. Например, конкретный банковский вклад может быть крайне выгоден одному клиенту, но не подходить другому.

Как сделать уроки финансовой грамотности интересными для школьников
Ответ очень простой: не превращать уроки в набор определений и терминов, а делать их «живыми». Тогда дети не потеряют интерес. Подойдут ролевые игры (например, консультант и клиент банка), квесты (дойди до цели, не попав в ловушки мошенников) или работа над реальными проектами (готовим плакаты, подкаст, сценарии для занятий с малышами). Хорошо, когда есть возможность выйти за пределы класса: посетить фестиваль финкультуры, послушать лекцию экспертов, принять участие в конкурсе.
Формирование финансовой грамотности не ограничивается школьной программой или определенным периодом жизни человека. Мир так быстро меняется, что наши представления о правильном могут быть подвержены сомнению в любой момент. Другими словами, всю нашу жизнь мы учимся принимать верные решения. Но насколько нам это будет удаваться, зависит от того, какую основу для этого заложат семья и школа. Главное — не удариться в морализаторство и менторство, а быть другом и соратником.
Обложка: Freepik.com