Инклюзивное образование в школе: много вызовов и мало поддержки
Зачем педагогу быть готовым к обучению ребенка с ОВЗ?
Сегодня в российских школах учатся более 1 миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья, об этом говорят данные Минпросвещенияi. Еще 12 лет назад вопрос о том, что дети с ОВЗ смогут учиться в массовой школе, даже не обсуждался. Однако все изменилось после ряда принятых с 2012 года решенийii — сегодня только родители вправе выбирать, в какую школу будет ходить ребенок: в коррекционную или обычную.
Инклюзивное образование в школе стало нормой, к которой многие учителя оказались не готовы ни профессионально, ни психологически, ни методически.
Учитель в инклюзивном классе: один за всех?
Организация образовательного процесса в инклюзивном классе — это коллективная работа. Совместно с педагогами вести ее должны специалисты сферы коррекционной педагогики: дефектологи, тьюторы, социальные педагоги и др. Но по факту специалистов особой квалификации в школах практически нет. Данные говорят, что дефицит таких кадров составляет более 12 тысяч человек.
В итоге учителю инклюзивного класса приходится решать сразу несколько задач: поддерживать ребенка с особыми потребностями, выстраивать работу с другими детьми, отрабатывать родительский негатив. Не будучи готовым к такой нагрузке, педагог может просто выгореть и уйти из профессии — особенно если речь идет о молодом педагоге.
Что говорят учителя инклюзивных классов о своем опыте
Учителя 19 московских школ рассказали ученым института психологии и комплексной реабилитации МГПУ о практике работы в инклюзивных классахiii.
Так, 70 % педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, сообщили, что испытывают трудности в обучающем процессе. С одной стороны, эти трудности связаны с особенностями самих детей с ОВЗ: низкой обучаемостью, темпом обучения, нарушениями эмоционально-волевой сферы, поведением. С другой стороны, работа педагогов осложняется отсутствием специалистов и коррекционной поддержки, высокой эмоциональной нагрузкой, нехваткой времени для подготовки урока и изучения специальной литературы, конфликтами между школьниками и недостатком помощи со стороны родителей.
При этом 51 % учителей считает, что совместное обучение возможно при учете необходимых условий. В числе таких условий: коррекционная помощь дефектологов, тьюторов, психологов, доступная среда для детей с ОВЗ, участие родителей в педагогическом процессе.
Педагоги отмечали, что им не так важно, обучался ли ребенок до школы в детском саду по специальной коррекционной программе.
Интересно, что 83 % учителей оценивают свой опыт работы в инклюзивном классе положительно. При этом ни один из педагогов не охарактеризовал свой опыт как негативный.
Учителя говорили, что они научились сочетать общую и коррекционную педагогику, быть терпеливыми, толерантными, понимать и принимать ребенка с ОВЗ.
Но лишь 42 % учителей инклюзивных классов готовы продолжить работу. 29 % сообщили, что им требуется некоторая пауза, а 16 % не хотят больше вести инклюзивный класс, что говорит о серьезной нагрузке на педагогов. Учителя отмечали, что когда особый ребенок появлялся в классе, никто не интересовался готовностью педагога учить такого школьника: «Моего желания не спрашивают. Пришел такой ребенок — буду учить».
Почти все педагоги говорят о том, что для работы в инклюзивном классе необходимо пройти специальное обучение. Они хотят:
- научиться составлять индивидуальную программу развития ребенка с ОВЗ;
- проводить коррекционно-развивающие занятия;
- оказывать психологическую помощь таким детям;
- научиться создавать поддерживающую среду в классе.
Как подготовиться к работе в инклюзивном классе
Инклюзивное образование в школе становится нормой. Дети с особыми образовательными потребностями уже учатся в школах, и их число с каждым годом будет только расти. Учителям нужно быть готовыми к работе с такими детьми. И хотя педагогам действительно не хватает поддержки специалистов особой квалификации, освоить азы коррекционной педагогики они вполне могут самостоятельно.
Специально для педагогов школ эксперты Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ разработали курс «Современные технологии инклюзивного образования». Пройти курс можно бесплатно, по окончании обучения выдается сертификат.
А для тех, кто хочет лучше разбираться в вопросах инклюзивного образования, эксперты подготовили список полезной литературы:
- «Основы интегрированного обучения» (Екжанова Е.А., Резникова Е.В.);
- «Педагогические технологии инклюзивного образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья» (Яковлева И.М.);
- «Подготовка педагогических кадров к инклюзивному образованию школьников с ограниченными возможностями здоровья» (Яковлева И.М., Яковлев С.В.);
- «Адаптация детей с нарушениями развития к образовательной организации».
Дорогу осилит идущий
Именно готовность учителя к работе с детьми с особыми потребностями в итоге определяет успех инклюзивного образования в школе. Именно педагог своим примером показывает другим детям, как нужно вести себя рядом с тем, кто нуждается в помощи и внимании. Именно он способен зародить у ребенка мысль: «У меня получится!». И хотя обучение детей с ОВЗ в школе — безусловно, задача со звездочкой даже для опытного педагога, вклад, который может внести учитель в развитие особого ребенка, неоценим.
[i] Данные Минпросвещения за 2024 год.
[ii] Речь идет о Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Приказе Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (2014), Приказе Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог”» (2013).
[iii] В тексте используются данные исследования, представленные в монографии «Развитие инклюзивного образования в Москве».
Авторы текста: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik.com