Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Играть и придумывать: условия для игры и творчества в детском саду

Исследование ученых МГПУ о значимости условий для поддержки детской игры, развития воображения и творческого мышления

Шиян О.А., Стародубцева Е.А., Якшина, А.Н., Воробьева И.И., Ле-ван Т.Н., Крашенинников Е.Е., Шиян И.Б.

Представьте себе группу детского сада, в которой каждый уголок наполнен возможностью для творчества, а каждый предмет готов откликаться на замысел ребенка. Здесь дети увлечены игрой, создают целые миры из стульев и мягких игрушек: сегодня они космонавты, завтра — строители, а послезавтра — исследователи необитаемого острова. Они не боятся экспериментировать, учатся проявлять инициативу и находить выходы из самых неожиданных ситуаций.

А что происходит, если ребенок лишается этой свободы? Исследование ученых Лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ показало, что без специальных условий и должной поддержки игра и творчество могут угаснуть, сведя жизнь дошкольной группы к рутинным занятиям и выполнению режимных моментов.

По итогам исследования эксперты разработали рекомендации, которые помогут педагогам создать в детских садах условия для поддержки игры и развития творческих способностей.

Инструменты оценки: как измерить качество условий

В исследовании использовались инструменты оценки образовательной среды, ранее разработанные научными сотрудниками лаборатории:

  1. Шкала оценки условий для поддержки детской игры (ПДИ). Включает 7 показателей, среди которых организация игрового пространства, обеспечение времени для игры, поддержка взаимодействия между детьми и участие педагога в игре. Направлена на создание оптимальных условий для развития детской игры.
  2. Шкала оценки условий для развития творческих способностей (РТС). Состоит из 4 показателей, таких как воображение, понимание процессов развития, способность находить нестандартные решения и развитие вопрошания. Шкала помогает определить, насколько педагоги создают условия для развития творческого мышления и воображения детей.

Их уникальность в том, что помимо диагностики существующего качества условий, педагоги также понимают, на какие аспекты стоит направить усилия.

Этапы исследования и основные выводы

Целью исследования была не только оценка качества условий для поддержки игры и развития творческих способностей в дошкольных группах «в моменте», но и анализ динамики изменений. Для этого оценка качества условий проводилась дважды — в 2023 и 2024 годах. По итогам первого года исследования все группы получили обобщенную обратную связь с указанием ключевых дефицитов, а также рекомендации по развитию качества условий для игры и творческих способностей.

По данным исследования, наиболее частыми дефицитами для большинства дошкольных групп становятся недостаток времени для игры, ограниченный выбор материалов, низкая вовлеченность педагогов в игру, недостаточная поддержка творческого мышления и воображения детей.

Исследование показало, как изменилось качество среды в детских садах за год. Сравнив результаты с 2023 годом, ученые выявили:

•   в 50,0 % детских садов условия улучшились;

•   в 23,7 % садах условия не изменились;

•   в 26,3 % садах условия ухудшились.

Эксперты зафиксировали, что в целом в группах повысился уровень вовлеченности педагогов: больше воспитателей стали активно наблюдать за играющими детьми, помогать им организовывать пространство и материалы. Также чаще педагоги стали обращать внимание детей на изменения в окружающем мире, поддерживать детское удивление. А вот показатель, предполагающий непосредственное участие педагога в игре, не преодолел порога минимального уровня качества в большинстве групп. Это говорит о том, что вопрос сопровождения игры остается наиболее сложным для педагогов и требует более глубокой работы. На низком уровне остались и условия для поддержки детского изобретательства и воображения.

«Предоставление обобщенной обратной связи после внешней экспертизы со шкалами РТС и ПДИ может стать первым шагом на пути к изменениям, — отмечают ученые. — Она позволяет тем, кто заинтересован в развитии качества, обратить внимание на важные характеристики образовательной среды». Они также сформулировали три ключевых принципа развития качества в детском саду:

  1. Развитие качества — это командная работа;
  2. Важно двигаться поступательно, шаг за шагом;
  3. Необходима рефлексия изменений и регулярная оценка с опорой на надёжные инструменты: например, шкалы ПДИ и РТС.

Как изменилось качество образовательных условий в сотрудничестве с экспертами

В одной из групп детского сада RYBAKOV PLAYSCHOOL (г. Москва) показатель качества условий для развития творческих способностей вырос с 3,5 до 5,5 баллов — группа перешла с минимального уровня качества на хороший. Это стало возможным благодаря определению точек роста и выполнению рекомендаций экспертов.

Ниже — один из вдохновляющих примеров, когда осознанный подход педагога формирует среду, в которой дети могут играть, экспериментировать и развивать креативное мышление.

Пример из практики

Весной, когда снег начал таять и на улице появились лужи, воспитательница предложила детям построить кораблики из подручных материалов. Вместо привычной выставки в раздевалке она решила устроить настоящее морское приключение прямо на площадке.

Дети с энтузиазмом принялись за работу, мастерили кораблики из коробок, фольги, бумаги и тканей. Затем настало время испытаний: корабли отправились в большое плавание по огромной луже, образовавшейся посреди площадки.

Воспитатель задавала вопросы, помогая детям задуматься, почему одни корабли плывут, а другие тонут. После чего дети подходили к коробке с материалами и дорабатывали свои кораблики, а затем снова тестировали их в луже, проверяя свои предположения.

Таким образом педагог создала уникальную ситуацию, где дети смогли проявить свое мышление, экспериментировать и учиться на собственных ошибках.

(RYBAKOV PLAYSCHOOL, группа «Мандаринки»)

Хотите создавать в детском саду среду, которая действительно развивает творческое мышление, воображение и поддерживает детскую игру? Дайджест исследования «Играть и придумывать: условия для игры и творчества в детском саду» станет надежным помощником в этом.

Вы узнаете, какие характеристики образовательной среды помогают или, наоборот, мешают детям играть, экспериментировать и проявлять креативность. Познакомитесь с реальными успешными кейсами детских садов. Найдете рекомендации экспертов по улучшению условий для игры и творчества и идеи, которые помогут педагогической команде повысить качество своей работы.

Автор текста: Татьяна Сандакова