
Эмоциональное состояние ребенка в детском саду: как оценить и измерить
Исследование эмоционального благополучия московских дошкольников в рамках удовлетворения запроса населения в получении качественных образовательных услуг дошкольного образования с применением инструмента «Детский барометр»
Воробьева И. И., Крашенинников Е. Е., Логинова Л. Л., Холодова О. Л.
«Как прошел твой день?» — этот вопрос задает своему ребенку почти каждый родитель, когда забирает его из детского сада. Но часто ли дети отвечают развернуто? Что их радует и огорчает на протяжении дня? Чем нравится и не нравится заниматься? Что у них получается лучше всего и к кому они обращаются за помощью в конфликтной ситуации?
Ответы на эти вопросы позволяют лучше понять, как ребенок чувствует себя в детском саду, но далеко не всегда доступны семье, педагогическому составу или руководству образовательной организации. Между тем именно эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста становится важным ориентиром в выстраивании здоровых взаимоотношений в детско-взрослом коллективе.
Чтобы восполнить этот пробел, эксперты лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ поставили перед собой цель — изучить, как сами дети оценивают свое состояние. Для этого они использовали специальный инструмент — «Детский барометр». В материале расскажем, что удалось выяснить ученым.
Дети в детском саду: зачем измерять эмоциональное благополучие
Часто в фокусе внимания педагогов находятся образовательные результаты ребенка: чему он научился, как развивается, готов ли он к школе. Психологическому комфорту же уделяется намного меньше внимания. Между тем эмоциональное благополучие детей в ДОУ — одно из главных условий гармоничного развития и адаптации к новым ситуациям.
Понимание собственных эмоций, развитие самооценки и самоконтроля — важные элементы личностного становления, с которых начинается путь к будущим достижениям. Чувство эмоциональной стабильности помогает ребенку увереннее взаимодействовать с другими и добиваться успеха в учебной и игровой деятельности.
«Важно услышать “голос ребенка”, узнать его истинное отношение к детскому саду; понять, что ему нравится и не нравится; что приносит положительные эмоции, а что — дискомфорт», — говорят эксперты.
Немного об исследовании
Для проведения исследования сотрудники Лаборатории развития ребенка взяли за основу анкету Child Barometer 2016 (Офис детского омбудсмена Финляндии) и дополнили ее вопросами про отношение ребенка к детскому саду, а также карточками для облегчения выявления мнений детей. Кроме того, эксперты оценивали образовательную среду дошкольных групп с использованием шкалы ECERS-3.
Адаптированная анкета включает 22 вопроса к детям и 8 вопросов к родителям по следующим темам:
- доверие к взрослым;
- переживание радости и грусти дома и в саду;
- отношение к детскому саду вообще и к конкретным деятельностям;
- конфликты и отношение к ним.
В исследовании приняли участие 151 ребенок из 15 подготовительных групп 5 комплексов Москвы, а также 151 родитель.
Улыбки детей: что выяснили ученые
Например, так дети отвечают на вопрос о том, что им приносит радость в детском саду:
- «можно воплощать идеи»;
- «мне уступают, ко мне прислушиваются»;
- «на полдник бананы».
Когда же дети грустят в детском саду?
- «погода плохая, и мы не идем гулять»;
- «на музыке бывает грустно, песня грустная»;
- «если у меня случилась неприятность, а воспитательница говорит: “Ну и что?”».
Родителям исследователи задали те же вопросы. Интересно, что ответы от двух категорий респондентов оказались довольно согласованы между собой, что говорит о взаимопонимании между родителями и детьми. Так, например:
- 70 % ответов родителей совпали с ответами детей в том, что их детям нравится гулять, рисовать, общаться, играть;
- 85 % родителей знают, что их дети очень любят физкультуру;
- 50 % ответов родителей совпали с ответами детей в том, что детям не нравится тихий час.
Как обеспечить эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ
Дети 6–7 лет замечают и запоминают конфликты! Изучая отношение дошкольников к конфликтам, ученые сделали вывод, что хоть дети и просят помощи у воспитателей, за утешением или разделением эмоций они не обращаются. Возможно, это связано с недостаточной ориентацией педагогов на психологический комфорт детей.
Несмотря на столь юный возраст, дети 6–7 лет прекрасно распознают маркеры агрессии: как физической, так и вербальной. Даже просто наблюдая со стороны за разворачивающейся ссорой, дошкольники тонко понимают эмоции обиженного и, как следствие, чувствуют, что мир небезопасен.
Исследователи подчеркивают: «В зависимости от того, как воспитатель реагирует на детские конфликты, риски для эмоционального благополучия могут возрастать или снижаться».
Тема обеспечения эмоционального благополучия детей в ДОУ подробно раскрыта в брошюре «Детский барометр». Ее авторы сформулировали ряд рекомендаций для воспитателей и руководства детских садов, а родителям будет интересно посмотреть на происходящее в саду глазами воспитателей, а также оценить свой уровень осведомленности об отношении ребенка к детскому саду.
Скачать брошюру можно по ссылке.