
Цифровые устройства в детском саду: взгляд изнутри
Исследование ученых МГПУ о рисках и возможностях использования цифровых устройств в детском саду
Якшина А. Н., Шиян О. А., Стародубцева Е. А., Баранова А. А., Коваленко В. В., Жидкова А. Е., Крашенинников-Хайт Е. Е., Крикунова А. С., Кузьмина В. В., Минченко В. К., Филимонова Н. В., Холодова О. Л., Холодякова Е. С., Чистякова Е. И.
«Запрещать? Ограничивать? Поощрять?» — с появлением во многих детских садах интерактивных досок, компьютеров и других гаджетов эти вопросы все чаще волнуют дошкольных педагогов. При этом данных о том, как именно воспитатели используют цифровые устройства и работает ли существующая сегодня цифровая среда на детское развитие, довольно мало.
Чтобы ответить на эти вопросы и попробовать найти баланс между рисками и возможностями использования гаджетов в работе с детьми, ученые Лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ изучили качество цифровой среды в детских садах, выявили сильные стороны и дефициты существующих практик и представили удачные кейсы внедрения технологий. Ниже поделимся краткими результатами их исследования.
Как устроена цифровая среда детских садов: данные исследования
Исследование ученых состояло из трех этапов. Цель каждого из них — выявить сильные стороны и дефициты существующей практики.
1 этап: динамика качества цифровой среды детского сада за 5 лет
- Что изучали: динамику использования устройств в детских садах с 2019 по 2023 год;
- Кто принимал участие: 184 дошкольные группы;
- Какой вывод: несмотря на повсеместную цифровизацию общества, за 5 лет в детских садах практически не изменилось отношение к гаджетам. В 86,4 % групп цифровые устройства не используются. Там, где они присутствуют, их применение чаще всего сводится к демонстрации материалов, а не к активному взаимодействию детей с устройствами.
2 этап: перспектива педагогов
- Что изучали: мнения педагогов об использовании гаджетов в детском саду;
- Кто принимал участие: 15 воспитателей из 3 детских садов Москвы;
- Какой вывод: большинство педагогов признают ценность цифровых технологий, но не знают, как их эффективно интегрировать в образовательный процесс.
3 этап: анализ кейсов использования цифровых устройств в образовательном процессе
- Что изучали: характер взаимодействия педагога с детьми во время использования цифровых устройств;
- Кто принимал участие: 15 воспитателей из 3 детских садов Москвы;
- Какой вывод: преобладает пассивное репродуктивное использование — гаджеты применяются только для просмотра изображений, видео или прослушивания музыки. Активное вовлечение детей (создание мультфильмов, участие в видеоконференциях), использование гаджетов как средств воплощения детских замыслов и обучение цифровой грамотности встречаются редко.
В поисках баланса: между рисками и возможностями
Ученые считают, что есть два способа использования цифровых устройств в работе с дошкольниками:
- когда гаджеты расширяют возможности для детского развития;
- когда они лишь замещают нецифровую среду цифровой. К примеру, когда вместо реальных овощей педагог показывает детям презентацию об овощах.
«То, что по-настоящему имеет значение, — социальная ситуация, в которую встроено использование гаджета, характер взаимодействия между взрослым и ребёнком. Использование цифровых устройств может встраиваться в педагогическую практику, усиливать образовательные возможности среды, давать доступ к ранее недоступным практикам и повышать эффективность работы с детьми. Цифровые устройства должны использоваться не для замещения реальной практики, а для расширения возможностей живого образовательного процесса».
Исследователи собрали успешные примеры использования цифровых устройств в детских садах. Эти кейсы показывают, как использование гаджетов может расширять возможности для реализации детских замыслов и способствовать развитию универсальных способностей самих детей. При этом цифровая среда не ограничивается пространством группы, а может быть естественной частью их повседневной жизни в детском саду. Все кейсы описаны самими педагогами и сопровождаются комментариями экспертов. Вот лишь некоторые из них:
- Голосовой помощник как инструмент развития речи и познавательной активности. В детском саду № 56 (г. Кострома) дети используют «Алису» для уточнения значений слов и поиска ответов на вопросы. Это способствует расширению словарного запаса, учит их задавать вопросы. Групповой формат работы позволяет детям учиться слышать друг друга, соотносить свои желания с желаниями других, дожидаться очереди и договариваться.
- Телемост как инструмент расширения коммуникативных возможностей. Педагоги дошкольного отделения школы № 547 дали возможность своим воспитанникам пообщаться с детьми из других городов. Онлайн-связь позволила детям познакомиться с культурой и традициями других регионов страны. Важно, что общение с другим детским садом продолжилось, появились новые практики в повседневной жизни детей: посылки, письма и т. д.
- Планшет как инструмент творческого самовыражения. В детском саду RYBAKOV PLAYSCHOOL дети учатся использовать планшет для создания собственных цифровых продуктов: рисунков, фотоисторий, мультфильмов. Это помогает развивать воображение, творческие способности, учит работать с разными цифровыми инструментами.
Цифровая среда для дошкольников: опыт, идеи, рекомендации
Ученые уверены: гаджеты могут расширять возможности для действия ребенка в реальном мире, помогать ему реализовывать сложные замыслы, быть помощниками в развитии, если их использование уместно и встроено в развивающее детско-взрослое взаимодействие.
В дайджесте «Цифровая среда детского сада» они поделились практическими советами и вдохновляющими примерами, которые помогут воспитателям, методистам и руководителям детских садов осознать образовательную ценность цифровой среды в дошкольной группе и сделать так, чтобы повседневное использование цифровых технологий работало на развитие универсальных способностей детей. Если команда детского сада хочет повысить качество цифровой среды, совместное чтение и обсуждение дайджеста может стать содержанием внутренних семинаров и методической работы в целом.
Автор текста: Татьяна Сандакова