Что делать, если ученик не принимает плохую оценку
Разбираем на примере ребенка с умственной отсталостью и психопатоподобным синдромом
Ситуация: на уроке учитель раздал проверенные тетради. Оля, 9 лет, школьница с диагнозом «умственная отсталость, осложненная психопатоподобным синдромом», увидев в своей тетради отметку «2», разорвала ее и громко заявила, что больше ничего делать не будет.
Почему ребенок так себя повел и как педагог может справиться с ситуацией — объясняет эксперт в области специальной педагогики Ирина Яковлева.
Почему дети с интеллектуальными нарушениями реагируют на оценки импульсивно
У детей с умственной отсталостью нарушено развитие не только интеллекта, но и эмоционально-волевой сферы. Им сложно понять причинно-следственные связи и оценить ситуацию объективно.
Особенности, которые влияют на поведение:
- недостаток критичности к своим действиям и результатам;
- сложности в усвоении правил и норм поведения;
- импульсивность, то есть склонность к неосознанным, бурным реакциям;
- отсутствие опыта решения похожих ситуаций: девочка не знает, что «двойку» можно исправить, а плохую работу — переделать.
Психопатоподобный синдром чаще всего проявляется в двигательной расторможенности, эмоциональной неустойчивости, демонстративности.
Как можно объяснить поведение ученицы в данной ситуации?
Как и любой ребенок, Оля хочет иметь хорошие оценки, но учитель поставила ей «двойку». Девочка не анализирует причины такой оценки, она зафиксировалась только на следствии – оценке. «Двойка» выставлена учителем, поэтому своим поведением она демонстрирует педагогу, что не принимает эту оценку. Ее поведение импульсивно. Она не может его контролировать и не способна найти другой конструктивный путь выхода из сложившейся ситуации.
Какие шаги могут предотвратить конфликт и что делать, если он все же случился
Как предотвратить взрыв эмоций
Важно не выдавать отметку «в лоб», а предупредить ситуацию. Например, перед тем, как выдавать тетради, учителю стоило сказать Оле о том, что домашнюю работу она сделала не очень хорошо, допустила много ошибок. Спросить, какую бы оценку она поставила ученику, который допустил много ошибок. Поинтересоваться, что конкретно она не поняла или почему не смогла выполнить работу соответствующим образом. А дальше – выразить уверенность в том, что она уже на этом уроке сможет исправить свою оценку. Таким образом учитель подсказывает конструктивное решение – исправление «двойки» – и показывает свое доброжелательное отношение к ученице.
Такая подготовка помогает снизить остроту переживания и направить фокус ребенка не на оценку, а на возможность исправления.
Как действовать, если вспышка уже произошла
- Сохранять спокойствие. Учителю следует вести себя спокойно, уверенно, не подавая виду, что ситуация вывела его из себя.
- Предложите отдохнуть. Важно взять паузу, предложите ученице просто посидеть и успокоиться. Если нужно — привлеките другого взрослого (педагога, психолога, тьютора), чтобы ненадолго вывести ее из класса.
- После — проговорите ситуацию. Когда девочка успокоится, важно:
– объяснить, какие ошибки были в ее работе;
– предложить аналогичное задание с предварительным объяснением;
– показать, что «двойка» — это не приговор, а шаг, который можно исправить.
Общие рекомендации для педагога
Понимание особенностей. Учителю важно знать основы педагогики и психологии детей с интеллектуальными нарушениями и понимать принципы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, чтобы предвидеть такие ситуации и предупреждать их.
Поддержка специалистов. Необходимо взаимодействовать c психологами и олигофренопедагогами для получения дополнительной информации о каждом из особых детей в классе, разработки адаптированных образовательных программ, обсуждения достижений и динамики развития учеников, получения помощи в решении конкретных ситуаций и т. д.
Контакт с родителями. Работайте в одной команде: поддерживайте доверительный контакт с родителями, поощряйте их желание совместно с педагогами помогать ребенку овладевать школьной программой и умениями, необходимыми для самостоятельной жизни, в том числе правилами поведения в школе, контролем за своим поведением, критическим отношением к своим и чужим поступкам.
Вместо итога
Импульсивные реакции у детей с интеллектуальными нарушениями – не каприз, а сигнал о трудностях, с которыми они не в состоянии справиться самостоятельно. Поддержка, принятие и грамотные действия помогают учителю выстраивать работу с особыми детьми, а самому ребенку – справляться с собой и лучше понимать свои реакции.
Автор текста: Ирина Яковлева, начальник департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ
Редактор: Наталия Кондратьева
Обложка: Freepik.com