Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Больше чем просто музей: как получить максимум образовательных эффектов

Методическое пособие для педагогов образовательных организаций и работников учреждений культуры, осуществляющих работу со школьниками

Белолуцкая А. К., Жабина Н. Г., Гурин Г. Г., Головина А. В., Гринько И. А., Криштофик И. С., Мкртчян В. А., Щербакова Т. В., Ушакова Е. Г.

Педагоги все чаще стремятся использовать потенциал культурных площадок города в образовательных целях, в частности это касается музеев. Они организуют тематические экскурсии для школьников, проводят выездные уроки, чтобы помочь детям лучше понять и усвоить школьный материал, расширить их кругозор. Не отстают и музейные работники: они разрабатывают собственные экскурсии и программы, которые ориентированы на определенные детские возрасты.

Но есть одна проблема — чаще всего усилия педагогов и музейных работников не скоординированы, да и применить общий «алгоритм» ко всем юным посетителям, чтобы заинтересовать их, довольно сложно. В итоге образовательные эффекты, если и достигаются, то в крайне незначительной степени. Но все меняется, если педагоги и музейные работники объединяют усилия и превращают классическое посещение музея в образовательное событие.

Экскурсия и образовательное событие: в чем разница?

Традиционные экскурсии или лекции в музее чаще всего предполагают фронтальную форму работы, то есть рассчитаны на пассивное восприятие. Надолго завладеть вниманием слушателя, в особенности подросткового возраста, при таких формах работы, увы, невозможно. Эксперт МГПУ Анастасия Белолуцкая говорит: «Подростковый возраст это тот самый возраст, когда нужно заниматься рассуждением, осмыслением, рефлексией». А что, если сделать подростков не просто немыми посетителями, а активными участниками процесса?

На такой эксперимент пошли ученые МГПУ в рамках проекта «Культура. Думать!»: они дали возможность школьникам самостоятельно от А до Я разработать аудиогид и маршрутную карту для музея кукол театра им. С. В. Образцова. Конечно, финальному результату предшествовала целая серия образовательных событий: это и серия фокус-групп, на которых подростки обсуждали свои впечатления от музейной экспозиции, и стратегические сессии, которые помогали составить план дальнейших действий, и многочасовые репетиции перед записью аудиогида, и проектирование дизайна маршрутной карты и, конечно, финальная рефлексия.

«В ходе проекта подростки не только многократно исследовали небольшую по размеру экспозицию, но и провели часы в обсуждении и записи аудиогида. Их инициативность вышла далеко за рамки ожидания организаторов, ведь участники самостоятельно написали фоновую музыку в аудиогид и подготовили красивые карандашные иллюстрации».

Что же дают школьнику подросткового возраста подобные образовательные события? В первую очередь они создают условия для развития мышления и коммуникации. Но чтобы это работало в полной мере, важно обратить внимание на некоторые содержательно-технологические аспекты, а именно:

  • возрастной и деятельностный, которые предполагают ориентацию на зону ближайшего развития участников в плане содержания и форматов взаимодействия;
  • наличие содержательного (развивающего) конфликта, которое подразумевает проектирование события, которое позволило бы предложить участникам набор как возрастных, так и содержательных вызовов.

В помощь автору образовательного события: на что стоит обратить внимание

Опыт организации образовательных событий позволил ученым МГПУ выявить несколько проблем, с которыми может столкнуться педагог или музейный работник в ходе проектирования. Так, например, учреждения культуры часто не учитывают запрос образовательных организаций. Последние же не всегда могут четко сформулировать такой запрос на совместное мероприятие.

«Зачастую пожелания образовательных организаций ограничиваются проведением тематических экскурсий или посещений экспозиций, так или иначе связанных со школьной предметной программой».

Эксперты составили чек-лист, который поможет автору образовательного события проверить, действительно ли его проект нацелен на работу с мышлением и на развитие коммуникативных навыков школьников. Кроме того, они назвали 3 главных принципа, от которых зависит успешность реализации образовательного события.

  1. Добровольность участия: важен свободный выбор подростка;
  2. Акцент на коммуникацию: отказ от традиционных фронтальных методов обучения;
  3. Актуализация материала: проблематика занятия должна быть не только связана с тематикой учреждения культуры, но и быть актуальной для целевой аудитории, пересекаться с её ожиданиями, представлениями о мире, проблемами, страхами и т. д.

Примеры для вдохновения

Эксперты МГПУ поделились сценариями образовательных событий, которые пришлись по душе даже самым строгим критикам — подросткам. Мероприятия проводились на площадках музеев Москвы:

  • Еврейского музея и центра толерантности;
  • Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей;
  • ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой»;
  • ГБУК г. Москвы «Мемориальный музей А. Н. Скрябина»;
  • ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока».

И хотя сценарии образовательных событий нельзя скопировать полностью — ведь всякий раз они должны разрабатываться с учетом интересов аудитории, особенностей музейной площадки и задач организаторов — они могут послужить отправной точкой для авторских разработок музейных работников и педагогов школ.

Узнать еще больше о том, как спроектировать образовательные события, которые вовлекут и заинтересуют школьников, читайте в пособии «Образовательные события в музеях: развиваем у подростков мышление и коммуникацию».

Автор текста: Татьяна Сандакова