Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Университеты как «тихие герои» психологического благополучия

Лучшие практики участия университетов мира в решении проблем психологического благополучия

Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г., Алексейчева Е. Ю., Афанасьева Ю. В., Гильяно А. С., Касаткина Д. А., Комарова О. Н., Морозова Т. Ю., Овчаренко Л. Ю., Рассказова А. Л., Страмнова Е. В., Цаплина О. В., Енчикова Е. С.

Можно ли представить, что университет — это не только про лекции и экзамены, но и про психологическую поддержку пожилых людей или центр поддержки молодых матерей? Такие инициативы выходят далеко за рамки учебного процесса и создают новую модель социально ответственного образования. «Послы благополучия», «Лучший выбор — лучшее здоровье», «Дети и семья» — не рекламные лозунги, а реальные проекты, которые меняют представление о роли образования в жизни города. Ученые МГПУ собрали и проанализировали разные мировые практики — рассказываем, что им удалось выяснить.

Опыт 100 университетов в одном исследовании

В исследование вошла 271 практика из 100 университетов 28 стран. Наибольшее число примеров из университетов Европы (37,6 %), а также Азии (25,9 %), Северной Америки (17,6 %), Австралии и Океании (16,5 %), Южной Америки и Африки (менее 3 %). Среди них — университетские клиники, социальные проекты для детей, родителей и пожилых людей. Авторы исследования отмечают, что забота о психическом здоровье сегодня становится частью образовательной миссии, а не только задачей специалистов-психологов.

«Зачастую горожане не обращаются за психологической помощью из-за недостаточной осведомленности о возможности ее получения, смыслах помощи и ее доступности. Практика самим справляться с разными проблемами остается ведущей. И если медицинские организации и медицинские университеты, обладающие лицензией, могут оказывать медицинские услуги и лечить пациентов, то другие вузы, например, городские, могут брать на себя значительный и как будто “ничей” пласт задач, связанных с просвещением, профилактикой зачастую сильно неочевидных проблем.

Сама суть университета образование, просвещение, высокий уровень профессионализма, многосубъектность призывает к участию в жизни города, в жизни горожан. В этом состоит социальная миссия университетов использовать высокопрофессиональный потенциал для ответа на вызовы современности».

Что делают университеты для поддержания психологического благополучия горожан

Открывают клиники ментального здоровья и службы психологической помощи. Университеты (не только медицинские!) создают службы психологической помощи, доступные всем горожанам. Чаще всего они работают бесплатно и бессрочно — за счет финансирования самих университетов. Здесь оказывают консультации, ведут терапию, помогают восстановиться после тяжелых жизненных потрясений.

Запускают социальные проекты. Они нацелены на разные категории потребителей и включают направления работы с психическим здоровьем, адаптацией, инклюзией и другими аспектами благополучия. Вот несколько наиболее необычных проектов:

  • «Послы благополучия» (Central University of Queensland, Australia) — проект предоставляет студентам возможность пройти обучение и стать «послами благополучия», чтобы помогать своим сверстникам справляться со стрессом, адаптироваться к университетской жизни и получать доступ к ресурсам по психическому здоровью.
  • Программа «Дети и семьи» (Wellington UniVentures) — студенты-первокурсники медицинского факультета навещают семьи, которые ожидают или недавно родили ребенка.
  • Проект «Студенческое творчество для общественных работ» (IPB University, Indonesia). Программа расширения прав и возможностей в христианском доме престарелых «Муара Касих».

Поддерживают разные группы риска.  Вузы берут на себя заботу о тех, кто часто остается без внимания:

  • молодые матери и семьи с младенцами;
  • пожилые люди;
  • люди с ОВЗ и психическими расстройствами;
  • жертвы насилия;
  • переселенцы.

Развивают просветительскую деятельность. Просветительская работа выходит далеко за рамки лекций. Помимо офлайн- и онлайн-образовательных мероприятий университеты ведут социальные сети и авторские каналы на видеоплатформах, выпускают подкасты, создают мобильные приложения и даже используют наружную рекламу в городе. Так университеты становятся проводниками знаний о том, как заботиться о себе и близких. Это позволяет говорить о психическом здоровье открыто и снижать стигму.

Дайджест исследования как карта идей и решений

Исследование ученых МГПУ — практически готовый банк идей для педагогов, директоров школ, родителей: всех, кто ищет новые формы заботы о психологическом здоровье. В дайджесте «Университеты мира в решении проблем психологического благополучия горожан: анализ успешных практик» читатель найдет не только обзор практик, но и узнает: кто инициирует проекты, как они финансируются, какие форматы оказываются самыми эффективными и какие темы волнуют университеты мира — от профилактики выгорания до борьбы с буллингом.

Эти данные помогут взглянуть на заботу о психическом здоровье более широко и увидеть, как образовательные организации могут становиться точками роста для всего общества.

Научный консультант

Елена Нехорошева
Заведующая лабораторией городского благополучия и здоровья НИИ УГО МГПУ, кандидат педагогических наук

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA