Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Творческие способности – это не про гены: вся правда о таланте и возможностях

Детский психолог Евгений Крашенинников о том, почему «мне не дано» не существует

Разговоры о наличии или отсутствии у человека творческих способностей часто полны стереотипов. Кто-то связывает их с генами, кто-то с чертами характера или с даром свыше.

В материале собрали самые распространенные мифы о творчестве — развеять их пригласили Евгения Крашенинникова, детского психолога и ведущего научного сотрудника лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ. Вместе будем ломать стереотипы о том, что:

— Говорят, что творческими рождаются. Евгений Евгеньевич, действительно ли существуют какие-то врожденные качества, отвечающие за творческие способности?

— В действительности не существует не только никаких «генов музыкальных способностей» или «математических способностей», но и вообще врожденных психологических качеств. Когда мы говорим, есть ли у ребенка творческие способности, мы оцениваем уровень этих способностей в данный момент, а не причины, которые привели к такому уровню. Представьте: всю жизнь ребенок жил в среде, которая воздействовала на него как целенаправленно, так и хаотически. Мы не можем отследить все факторы, которые влияли или, наоборот, не влияли на уровень способностей ребенка. Поэтому мы говорим о том, что у любого ребенка можно развивать творческие способности.

Девочка с творческими способностями

— Хорошо, а что понимается под творческими способностями? Связано ли это определение с понятием «красота»?

— «Творческие способности» — понятие психологическое, а не искусствоведческое. Область эстетики изучается другой наукой — не психологией. Психология же показывает, какие внутренние механизмы позволяют человеку создавать новое. Если человек сумел создать нечто принципиально новое по сравнению с ранее существующим, то мы называем этот результат творчеством. Например, если ребенок нарисовал некрасивое, но новое, придумав это сам, то это говорит о том, что при столкновении с новой задачей, которая еще не встречалась на его пути, он сможет решить ее благодаря творческим способностям.

— Допустим, человек талантлив в какой-то определенной сфере. Правда ли, что если он сменит область деятельности, то окажется беспомощным перед новыми задачами?

— Если рассматривать творчество не как занятие искусством, а как психологическую способность, то оно может реализовываться человеком в любой деятельности — и даже в таких внешне непохожих, как, например, поэзия и наука. То, что ребенок, увлеченный математикой, может плохо справляться с лингвистическими задачами, говорит лишь об отсутствии мотивации для решения задач именно такого типа либо об отсутствии конкретных знаний в этой сфере, при получении которых результат уже станет иным. Вообще, миф о существовании математических или гуманитарных способностей был развеян еще в 20-х годах прошлого века, когда множество исследований показали высокую корреляцию у детей при решении задач из разных предметных областей. Поэтому творческие способности можно развивать в любой сфере.

— Есть традиционные творческие деятельности: живопись, музыка, литература. Если человек будет уделять много времени, к примеру, музицированию, как это повлияет на его творческие способности?

— Творческой и развивающей творчество может быть живопись и музыка, а может быть и математика. Творческие способности универсальны, поэтому человек может применять их в любой деятельности — даже когда готовит завтрак. При этом любая деятельность может быть как творческой, так и не творческой. Занимаясь с детьми рисованием, аппликацией или лепкой, педагог может развивать их творческие способности, а может губить, уничтожать. Огромную роль играют конкретные методики преподавания творческих дисциплин. Обучение конкретным техникам может научить шаблонному восприятию мира, вытравить индивидуальное понимание окружающего, дать представление, что все средства уже придуманы, созданы и нужно только научиться их применять. Не любая картина известного художника является творческой; не любая песня, которая нравится миллионам людей или сотням искусствоведов. Качество картины или музыкального произведения с точки зрения публики или специалиста не говорит о ее творческом характере, то есть о применении при ее создании творческих способностей.

Ребенок занимается творчеством, играет на барабане

— Получается, что в развитии творчества главное — раскрыть индивидуальность ребенка?

— Отчасти да, но тут есть опасность. То, что мы часто определяем как детскую индивидуальность, на самом деле является следствием внешних воздействий например, бытовых стереотипов или влияний массовой культуры. Важно, чтобы ребенок осваивал новые средства для самореализации, только в таком случае его творческие способности будут развиваться.

— Всегда ли творчество приносит пользу?

— Творчество может приводить к любым результатам. И не только с точки зрения обыденной жизни, но и с точки зрения добра и зла. К примеру, гениальный конструктор может создавать смертоносное оружие. Ребенок, обладающий творческими способностями, будет стремиться изменить мир вокруг себя, что может не совпадать с представлениями взрослых о полезности этих действий. Кроме того, творческая деятельность не гарантирует, что результат удовлетворит и самого автора: переставив вещи в комнате, можно обнаружить, что раньше было лучше и удобнее. Творчество дает не гарантию, а шанс улучшить ситуацию или решить задачу, при этом заранее узнать все условия невозможно.

Редактор: Татьяна Сандакова
Фото: БФ «Университет детства», фестиваль «Крутая песочница»

Публикации по теме