Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Театральные маршруты для начальной школы: как подготовить детей к встрече с театром

Как театр может стать частью учебного процесса: от развития эмоционального интеллекта до освоения устной и письменной речи

Никитина А. Б., Асонова Е. А., Котова Е. А., Маймистова Д. С.

Когда младшие школьники впервые попадают в театр, они часто теряются: не знают, как себя вести, что уместно, а что нет. Педагоги и родители стараются помочь, но нередко ограничиваются длинным списком правил и запретов. В результате ребенку бывает трудно почувствовать радость встречи с театром.

Чтобы театр стал частью образовательного процесса, а не только разовым событием, ученые МГПУ предложили особые «театральные маршруты» для начальной школы. В чем заключается их уникальность, расскажем ниже.

Что предлагают ученые МГПУ

Команда лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ много лет изучает и участвует в разработке и проведении самых разных театральных образовательных практик. Эксперты уверены: мало просто привести школьника в театр, важно правильно подготовить ребенка и выстроить знакомство с миром театра последовательно — учесть возраст ребенка, его зрительский опыт и образовательные задачи, которые ставит перед собой педагог.

Ученые не составляют список «правильных» театров и спектаклей, а предлагают образовательные театральные маршруты, которые можно наполнить подходящими событиями в своем городе. Каждый маршрут — это последовательность шагов, которые помогут учителю включить театральные практики в образовательный процесс. Рассмотрим их подробнее.

Три театральных маршрута: как театр растет вместе с ребенком

«Когда мы говорим о работе с начальной школой, важно помнить, что в развитии ребенка все еще очень важна игра. Свою учебную деятельность он уже с избытком реализовал за школьной партой. И поэтому, выбирая образовательные события в театре, рекомендуется ориентироваться на игровые формы работы и избегать монологических форм общения и обзорных экскурсий. Не информация, а творчество и общение важно в театре ребенку этого возраста», — это ключевой принцип, на котором построены все маршруты. Они показывают, как постепенно менять формы работы: от игр и квестов в первом классе до встреч с представителями театральных профессий к концу начальной школы.

Маршрут 1: развитие эмоционального интеллекта

Первый маршрут ориентирован на первоклассников, только начинающих знакомство с театром. В этом возрасте у детей нет опыта зрительской культуры и навыков регулирования поведения в театральном пространстве — важно бережно вовлекать их в мир театра. Подходящими форматами в этом возрасте становятся:

  • камерные иммерсивные спектакли;
  • экскурсии-квесты, экскурсии-мастерские, экскурсии-приключения;
  • новогодние спектакли с посиделками и интерактивом;
  • театральные игры выходного дня;
  • творческие театральные уроки об особенностях театрального языка, системы метафор и художественных образов.

Эти практики помогают ребенку почувствовать радость соучастия, научиться сопереживать и постепенно усвоить правила театрального поведения.

Маршрут 2: развитие устной и письменной речи

Рассчитан на учеников 2–4-х классов. К этому времени у детей уже сформированы базовые навыки чтения и письма, они способны высказываться и обсуждать увиденное. Поэтому маршрут включает:

  • экскурсии за кулисы;
  • театральные уроки, посвященные знакомству с театральными профессиями;
  • «праздник театральных историй»;
  • обсуждения спектаклей в игровой форме;
  • конкурс зрительских рецензий (письменные задания в игровой форме).

Так, театр становится ресурсом для освоения образовательной программы, обсуждение и письменные отклики формируют умение высказываться, аргументировать и творчески интерпретировать увиденное. Дети учатся слушать и слышать друг друга, формулировать впечатления, выражать эмоции словами и находить собственный язык для описания увиденного.

Маршрут 3: знакомство с театром как искусством

Этот маршрут подходит для ребят, у которых уже накоплен опыт общения с театром (обычно к концу начальной школы). Школьники уже знакомы с правилами поведения в театре, умеют обсуждать спектакли и способны воспринимать их более осмысленно. Потому в этом маршруте внимание смещается на знакомство с театром как сложным искусством и коллективным творчеством:

  • экскурсии, на которых у детей есть возможность встретиться с представителями разных театральных профессий (костюмерами, реквизиторами, осветителями, сотрудниками звукового цеха, актерами и режиссером);
  • посещение камерных иммерсивных спектаклей разных жанров (кукольного, драматического, музыкального);
  • обсуждение спектакля со зрителями в игровой форме;
  • конкурс зрительских рецензий, где есть номинации, соответствующие возрастным особенностям начальной школы.

Такие практики помогают детям понять театр в широком культурном контексте и увидеть за кулисами труд многих профессионалов. Именно последовательное движение от простых, игровых форм к более глубоким практикам делает театр не эпизодическим событием, а частью образовательного процесса.

Как включить театр в школьное образование

Чтобы помочь педагогам, советникам по воспитательной работе и руководителям школьных театров разобраться в многообразии образовательных практик, которые предлагают современные театры, сотрудники лаборатории подготовили развернутое описание самых популярных театральных образовательных практик и дали методические рекомендации организаторам взаимодействия школы и театра:

  • как найти подходящий театры для посещения с младшими школьниками?
  • на что обращать внимание при выборе образовательного события?
  • сколько должен длиться спектакль и театральный урок?

Ответы на эти и другие вопросы, подробные описания образовательных маршрутов, а также полезные советы и подсказки экспертов читатель найдет в методической разработке «Театральные маршруты для начальной школы».

Научный консультант

Александра Никитина
Ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ, театровед, кандидат искусствоведения

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA