Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Родители как участники образовательного процесса: почему важна эффективная коммуникация

Исследование пользовательского опыта родителей во взаимодействии с цифровыми сервисами московской системы образования

Нехорошева Е. В., Касаткина Д. А., Миронова А. В., Енчикова Е. С., Авраменко В. Г., Афанасьева Ю. В.

Как родители школьников узнают новости образования? Какими цифровыми сервисами и инструментами предпочитают пользоваться? Какие достоинства и недостатки отмечают? И, самое главное, довольны ли они качеством получаемой информации? На эти вопросы отвечает исследование ученых лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ УГО МГПУ.

Исследователи опросили более 16 тысяч родителей, чьи дети являются учащимися московских школ, чтобы выяснить, как связана организация информационного пространства школы с доверием родительского сообщества — важной составляющей работы с родителями в школе и организации воспитательного процесса.

Работа с родителями в школе: почему качество коммуникации решает всё

Большинство родителей не разделяет понятия «качество коммуникации» и «качество образования» — они для них едины. Нередко затруднения в коммуникации между школой и семьей автоматически приписываются качеству обучения, образовательной среды, профессионализму классного руководителя или педагогического коллектива в целом. Такая ситуация часто возникает из-за отсутствия должного внимания со стороны школы к организации общения с родителями.

Как показало исследование, существует прямая связь между уровнем качества цифровых инструментов и формированием родительского доверия к системе образования.

«Если родители сталкиваются с дефицитом информации или трудностями во взаимодействии со школой, то для них это становится показателем плохого образования, а не плохой коммуникации. И выводы, которые родители делают по результатам такого взаимодействия, распространяются на конкретную школу или даже на всю систему образования».

Так, можно сделать вывод, что коммуникация и современные методы взаимодействия с родителями в школе выполняют крайне важную роль.

Участие родителей в жизни школы через цифровые каналы общения

Одной из задач исследования было определить, какими цифровыми сервисами родители пользуются чаще всего, чтобы быть в курсе происходящего в школе:

  • сайты gosuslugi.ru и mos.ru;
  • чаты школы и класса в мессенджерах и портал МЭШ;
  • школьный сайт.

«Многие родители отмечают, что существующие ресурсы могли быть более удобными, если бы не технические ошибки, сложный поиск и не всегда актуальная информация», — пишут исследователи. Чтобы решить эти проблемы, родители переходят к альтернативным неофициальным источникам.

Так, можно сделать вывод, что коммуникация и современные методы взаимодействия с родителями в школе выполняют крайне важную роль.

Исследователи также выделили 5 типов родителей в соответствии с их отношением к школе и системе образования в целом:

  • лояльный — 22,9 %
  • невовлеченный — 11,6 %
  • жалобщик — 9,8 %
  • активный — 5,9 %
  • нигилист — 2,7 %

Во многом такое распределение зависит от опыта родителя в отношении разрешения школьных проблем ребенка и вопросов воспитания. «Нет прогресса без ошибок» — таков лозунг лояльных родителей, в то время как, например, родители-жалобщики предпочитают подключать контролирующие органы для решения проблемы.

Однако у каждой семьи есть запрос на стабильную и надежную работу существующих информационных каналов и сервисов, таких как mos.ru, МЭШ, Электронный дневник. «Тогда они могут быстро принимать решения, не отвлекая без надобности учителя и не отвлекаясь на несущественные детали, будут испытывать меньше напряжения и стресса», — подчеркивают исследователи.

Создание доверительной среды как цель работы с родителями в школе

Ученые МГПУ сформулировали ряд рекомендаций, которые помогут сделать процесс получения информации проще и понятнее, а также повысить эффективность собраний и других форм взаимодействия с родителями:

  • кастомизировать информационный поток;
  • разработать дизайн экосистемы сервисов;
  • обеспечить бесперебойную работу цифровых сервисов и ресурсов;
  • разработать алгоритмы для родителей по поиску информации и решению проблем с использованием цифровых сервисов.

В дайджесте исследования «В диалоге с родителем: как мы приходим к взаимному доверию в образовании» представлены выдержки из интервью с родителями по каждому вопросу — они помогут лучше понять их потребности, а значит, сделать шаг к достижению успешного партнерства.

Научный консультант

Елена Нехорошева
Заведующая лабораторией городского благополучия и здоровья НИИ УГО МГПУ, кандидат педагогических наук

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA

Читайте также