Профессиональная этика педагога: правила общения в социальных сетях и мессенджерах
Стоит ли добавлять учеников и их родителей «в друзья» и как защититься от цифрового сталкинга
Общение в мессенджерах и социальных сетях со школьниками и их родителями — еще одна часть работы учителя. Причем она может как облегчить жизнь педагога, так и затруднить.
Разберемся с основными аспектами профессиональной этики педагога в интернете, которые помогут построить комфортную онлайн-коммуникацию и самому не стать жертвой цифрового сталкинга.
Правила общения педагога с родителями и учениками в чате
С самого первого дня создания чата установите правила, которые помогут вам организовать общение в мессенджерах и определить границы. Вот некоторые из них:
- Обозначьте часы работы чата. Мессенджеры могут размывать ощущение времени, но не ваши личные границы — на все сообщения, написанные вне рабочих часов, вы можете ответить позже. Четко обозначьте время, когда готовы отвечать на вопросы учеников или родителей.
- Оговорите цель чата и темы, на которые в нем можно общаться. Прежде всего чат создан для информирования. Чтобы исключить спам и появление сообщений, не относящихся к жизни класса и школы, стоит сразу определить примерный круг тем для обсуждения.
- Введите запрет на использование бранной лексики. Диалог не всегда бывает дружелюбным и беспристрастным, но соблюдать культуру общения должны все участники чата. Если чувствуете, что обстановка накаляется, вежливо и спокойно предложите обсудить вопрос лично.
Учитель в школьном чате — модератор и наставник, обеспечивающий конструктивное и безопасное общение.
Педагог в социальных сетях: инкогнито или активный блогер
Ведение блога в социальных сетях стало для некоторых педагогов одним из способов самореализации в профессии. Если вы решили завести свой блог, помните: страница педагога в социальных сетях должна быть либо прозрачной и нейтральной, либо приватной. Несколько советов на заметку:
- Не смешивайте формат профессионального блога и личной странички. Если ведете профессиональный блог, то не делитесь в нём информацией о вашей личной жизни, убеждениях и взглядах — всегда есть шанс опубликовать фотографию, видео или пост, которые могут осудить ученики, родители или другие учителя.
- Не упоминайте коллег и учеников в постах под настоящими именами без их согласия. Если получить согласие невозможно, стоит использовать псевдонимы и сделать их образы неузнаваемыми.
- Не используйте фотографии коллег и учеников без их разрешения. В случае с учениками дополнительно требуется согласие родителей.
- Проверяйте достоверность и корректность любой информации, которой делитесь. Используйте проверенные источники.
Педагог в социальных сетях: как не стать жертвой цифрового сталкинга
Цифровой сталкинг — преследование в онлайн-пространстве с целью получить личную информацию о человеке и воздействовать на него. К сожалению, с этим явлением сталкиваются и учителя. Подходите ответственно к защите своей личной информации. Несколько советов в помощь:
- Заведите отдельный телефонный номер для общения с учениками и родителями. Это поможет не только разделить рабочее и личное, но и защитит от утечки персональных данных;
- Не добавляйте в «друзья» учеников и их родителей на личной странице. Личную страницу лучше оставить личной.
- Не комментируйте и не делайте репосты сомнительного содержания, даже если видимость ваших публикаций / комментариев скрыта от других.
Вместо итога
При общении в чатах, ведении открытого блога и даже личной страницы в социальных сетях оставайтесь достойным примером для подражания. Помните, принципы профессиональной этики педагога сохраняются и в интернете.
В других статьях цикла «В помощь молодому педагогу» делимся советами, которые помогут построить успешную карьеру и эффективную коммуникацию с родителями и учениками:
- Старт карьеры в школе: советы молодому учителю;
- Общение учителя с родителями: всё, что нужно знать молодому педагогу.
Авторы текста: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik.com