Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Общение учителя с родителями и учениками в соцсетях и мессенджерах: что важно знать

Стоит ли добавлять учеников и их родителей «в друзья» и как защититься от цифрового сталкинга

≈ 3 минуты чтения

Общение учителя с родителями и учениками в мессенджерах и социальных сетях — часть работы педагога. Причем она может как облегчить жизнь педагога, так и затруднить.

Поговорим об этических нормах поведения педагога в интернете, которые помогут построить комфортную онлайн-коммуникацию и не стать жертвой цифрового сталкинга.

Правила общения учителя в чате с родителями и учениками

С самого первого дня создания чата установите правила, которые помогут вам организовать общение в мессенджерах и определить границы. Это своего рода кодекс общения внутри вашего онлайн-сообщества. Вот основные из них:

  1. Обозначьте часы работы чата. Мессенджеры могут размывать ощущение времени, но не ваши личные границы — на все сообщения, написанные вне рабочих часов, вы можете ответить позже. Четко обозначьте время, когда готовы отвечать на вопросы учеников или родителей.
  2. Оговорите цель чата и темы, на которые в нем можно общаться. Любой школьный чат или группа созданы, прежде всего, для информирования. Чтобы исключить спам и появление сообщений, не относящихся к жизни класса и школы, стоит сразу определить с участниками группы примерный круг тем для обсуждения.
  3. Введите запрет на использование бранной лексики. Диалог не всегда бывает дружелюбным и беспристрастным, случаются и конфликты, но соблюдать культуру общения и сетевой этикет должны все участники чата. Если чувствуете, что обстановка накаляется, вежливо и спокойно предложите обсудить вопрос лично.

В школьном чате классный руководитель или учитель-предметник выполняют роль модератора и наставника, поддерживающего конструктивное и безопасное общение.

О том, как учителю представиться родителям в чате и как ввести правила общения в чате родителей, рассказали в статье «Правила ведения родительского чата: от хаоса — к конструктивному диалогу».

Интернет-имидж педагога: этика в социальных сетях

Ведение блога в социальных сетях стало для некоторых педагогов одним из способов самореализации в профессии. Если вы решили писать и делиться опытом, важно помнить: этические нормы учителя действуют и в онлайн-пространстве. Страница педагога в социальных сетях должна быть либо прозрачной и нейтральной, либо приватной. Несколько советов, как правильно вести социальные сети, чтобы не нарушить цифровую этику:

  1. Не смешивайте формат профессионального блога и личной странички. Если ведете профессиональный блог, то не делитесь в нём информацией о личной жизни, убеждениях и взглядах — всегда есть шанс опубликовать фотографию, видео или пост, которые могут осудить ученики, родители или другие учителя.
  2. Не упоминайте коллег и учеников в постах под настоящими именами без их согласия. Если получить согласие невозможно, стоит использовать псевдонимы и сделать их образы неузнаваемыми.
  3. Не используйте фотографии коллег и учеников без их разрешения. Перед размещением фотографии ребенка учитель обязан получить согласие на публикацию от его родителей.
  4. Проверяйте достоверность и корректность любой информации, которой делитесь. Используйте проверенные источники.

Педагог в социальных сетях: как не стать жертвой цифрового сталкинга

Цифровой сталкинг — это преследование в онлайн-пространстве с целью получить личную информацию о человеке и воздействовать на него. К сожалению, с этим явлением сталкиваются и учителя. Подходите ответственно к защите своей личной информации. Несколько советов в помощь:

  1. Заведите отдельный телефонный номер для общения с учениками и родителями. Это поможет не только разделить рабочее и личное, но и защитит от утечки персональных данных;
  2. Не добавляйте в «друзья» учеников и их родителей на личной странице. Личную страницу лучше оставить личной.
  3. Не комментируйте и не делайте репосты сомнительного содержания, даже если видимость ваших публикаций / комментариев скрыта от других.

Если вы столкнулись с цифровым сталкингом или другими видами буллинга, не стоит молчать и ждать, когда все закончится само собой. О том, что делать в этой ситуации, мы рассказываем в статье «Травля учителей в школе: почему возникает и как ей противостоять».

Вместо итога

При общении в чатах, ведении открытого блога и даже личной страницы в социальных сетях оставайтесь достойным примером для подражания, ведь принципы профессиональной этики педагога сохраняются и в интернете.

В других статьях цикла «В помощь молодому педагогу» делимся советами, которые помогут построить успешную карьеру и эффективную коммуникацию с родителями и учениками:

Обложка: Freepik.com

Научный консультант

Анастасия Белолуцкая
Заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ, кандидат психологических наук

Научный консультант

Татьяна Щербакова
Cтарший научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA

Публикации по теме