Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Новые смыслы университетской дидактики: международные подходы и отечественный опыт

Как и зачем университеты меняют образовательные технологии и методики обучения студентов

Ананин Д. П., Белолуцкая А. К., Головина А. В., Гурин Г. Г., Джанумов А. С., Сувирова А. Ю.

Сегодня вузы сталкиваются с противоречием: привычная лекционно-семинарская модель, сохраняя фундаментальность и академичность, всё меньше отвечает образовательным запросам общества. Работодатели часто вынуждены доучивать выпускников, сами выпускники ждут большей гибкости и персонализации в обучении, а глобальная цифровизация и развитие искусственного интеллекта говорят: нужно искать новые подходы и способы преподавания.

Как университетам сочетать академические традиции с потребностью рынка труда и интересами обучающихся? Попыткой ответить на этот вопрос стало исследование ученых лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования, а также сотрудников управления стратегического развития МГПУ. Исследователи проанализировали актуальные практики ведущих университетов мира — от Гарварда до Цюриха — и собрали доказательную базу, которая может быть полезна российским вузам.

Образовательные технологии и методики ведущих университетов мира

Исследователи МГПУ выделили три ключевых направления трансформации университетской дидактики: студентоцентричное обучение, совместное обучение и мультиформатное обучение. Рассматриваемые практики демонстрируют подходы университетов разных стран к тому, как они отвечают на вызовы времени.

Студентоцентричное обучение

Идея проста: студент становится главным субъектом образования, а преподаватель выступает фасилитатором и партнером. Чаще всего сюда относятся такие практики, как активное обучение; обучение, основанное на результатах; инклюзивные практики; фасилитация; наставничество; обратная связь и рефлексия образовательного опыта; классические методы обучения (лекторно-семинарский формат); интерактивные коммуникативные стратегии.

  • Университет Монаша (Австралия) внедряет концепцию «Радужная обратная связь» (Rainbow feedback): каждое замечание кодируется цветом и форматом (текст, аудио, видео), чтобы оценка была максимально понятной и мотивирующей.
  • Оксфордский университет (Великобритания) предлагает гибкий и инклюзивный подход к преподаванию (flexible inclusive teaching): одно и то же занятие может быть проведено в формате лекции, лабораторной или тьюториала в зависимости от потребностей студентов.
  • Массачусетский технологический институт (США) предлагает студентам вести «журналы связей», где отмечают, как новое знание перекликается с уже изученным. Преподаватели также используют техники метапознания — от приемов «3-2-1» до «билетов на выход», формируя у студентов способность осознавать собственное обучение.

Совместное обучение

Эти практики направлены на занятия в группе, где студенты работают сообща над общими целями. Они помогают быстро и эффективно развивать нужные знания и умения, поддерживая индивидуальные потребности каждого обучающегося.

  • Университет Баффало (США) применяет широкий спектр практик: направляемые дискуссии, проектное обучение, кейс-методы, проблемное обучение, ролевые игры и симуляции. Все эти форматы нацелены на развитие навыков анализа, коммуникации и совместного решения задач.
  • Университет Монаша (Австралия) реализует модель «Студенты как партнеры», где студентов активно вовлекают в процесс обучения через конкретные педагогические стратегии и подходы к обучению, преподаванию и оценке. Затем на консультациях студенты вносят свои предложения относительно разработки учебных модулей, их структуры и этапности. Кроме того, здесь действует программа Peer mentoring: старшекурсники помогают первокурсникам адаптироваться и участвуют в доработке учебных модулей.

Мультиформатное обучение

Университеты используют цифровые платформы, гибридные курсы, симуляторы и иммерсивные технологии (AR, VR, XR), чтобы создать гибкую и насыщенную среду. Такой подход позволяет преподавателям по-новому строить занятия, повышает вовлеченность студентов и дает возможность каждому выбирать свой способ освоения материала.

  • В Оксфордском Университете (Великобритания) более четверти студентов имеют инвалидность, а потому инклюзивное преподавание с цифровой поддержкой имеет ключевое значение. Цифровой набор инструментов для преподавателей предлагает несколько элементов для поддержки обучения: практические кейсы, онлайн-список для чтения, инструменты самооценивания, гайд для инклюзивного преподавания с цифровой поддержкой.
  • Наньянский технологический университет (Сингапур) использует образовательную экосистему NTULearn Ecosystem, в которой размещено большинство курсов университета. Система предлагает средства коммуникации для совместной работы, включает тесты, опросы, задания, возможности для самостоятельной и взаимной оценки, которые могут использовать преподаватели.

Университетская дидактика и переоценка смыслов

Исследование ученых МГПУ показывает: чтобы образовательные организации могли повышать не только качество образовательных результатов, но и удовлетворенность студентов от учебного процесса, важно модернизировать технологии и методики преподавания. Гибкость, цифровизация и партнерство со студентами становятся обязательными условиями конкурентоспособного высшего образования.

В учебном пособии «Университетская дидактика: международный опыт внедрения инновационных образовательных технологий и методик обучения студентов» помимо ярких примеров университетских практик читатель найдет:

  • портрет «нового студента»;
  • описание отечественного опыта в области разработки и внедрения образовательных технологий и методик обучения студентов;
  • анализ ограничений, мешающих российским вузам;
  • структурированные таблицы и схемы образовательных методик.

Научный консультант

Анна Головина
Младший научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ, антрополог, преподаватель, эксперт в развитии мягких навыков

Научный консультант

Денис Ананин
Ведущий специалист отдела комплексного сопровождения программы развития Университета, кандидат педагогических наук

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA