Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

«Я против бездумного использования GPT»: как подростки применяют нейросети

Для чего школьники используют нейросети и делают ли с их помощью домашние задания

В 2024 году Лаборатория социокультурных образовательных практик провела масштабное исследованиеi, чтобы узнать, как подростки используют искусственный интеллект. Для этого ученые организовали письменный опрос, в котором приняли участие 556 школьников, и лично пообщались с 8 подростками в формате фокус-группы. В материале  самое важное из того, что выяснили ученые.

Для чего школьники используют нейросети

«Сначала я использовал его для написания кодов, а потом, когда разобрался получше, начал использовать и в других сферах», — рассказывает десятиклассник Илья.

Это частая история поэкспериментировать с ИИ в одной области, а потом в других. Аналогичный путь прошла девятиклассница Катя: сначала она генерировала в нейросети картинки, а потом стала искать идеи для хендмейд-украшений: «Я плету браслеты, и иногда хочется представить заранее, как он будет выглядеть, — тогда я прошу ИИ сгенерировать мне вариант. Могу попросить нейросеть соединить два изображения и посмотреть, какой из них получится браслет. После этого уже решаю, делать такой или придумать другой».

По данным опроса, в основном школьники используют искусственный интеллект как для учебы и саморазвития, так и в качестве развлечения. Под «развлечением» подразумевается не только разговор с «Алисой», но и составление необычных промптов (заданий) для нейросетей. Выходит, подростки анализируют устройство нейросетей и постоянно учатся работать с ними, а еще развивают критическое мышление.

* Чтобы получить максимально честные ответы, исследователи задавали меньше вопросов про личный опыт учеников и больше — про опыт их ровесников. К примеру, вместо «Используешь ли ты ИИ для учебы?» они спрашивали: «Используют ли твои одноклассники ИИ для учебы?». Таким образом им удалось получить более объективную картину, ведь говорить правду о других проще, чем о себе.

Как школьники используют искусственный интеллект в учебе

Казалось бы, при всех возможностях ИИ на него можно переложить максимум домашних заданий — зачем вообще что-то делать? Но в реальности дело обстоит по-другому — посмотрим, как используют нейросети школьники. 

Ищут информацию как в поисковике

Большинство подростков используют искусственный интеллект как усовершенствованный поисковик, с которым не надо изучать гору ссылок, чтобы вычленить нужное. «Например, если тебе надо узнать, где какой-то король построил такой-то замок или как он погиб, то для этого понадобится прочитать половину “Википедии”. Нейросеть же выдает сразу нужный ответ», — говорит семиклассница Алиса.

Делают часть домашней работы

Еще школьники часто используют нейросети при подготовке материалов. «Обширно использовать ИИ начал в этом году, когда начал делать бизнес-план для урока экономики. С этим бизнес-планом буду участвовать в конкурсе на конференции “Наука для жизни” <…> Также делал задания по дизайну в фотошопе, монтаж видео», говорит одиннадцатиклассник Алексей.

Еще пример — десятиклассник Илья чаще использует нейросети для заданий по программированию и время от времени генерирует в них планы проектов : «Я так делал проект по истории для школьного домашнего задания: ИИ составил мне план всех войн, которые были на Руси, и по нему я сам сделал презентацию».

Отдают «скучные» или «ненужные» задания

Причем участники фокус-группы говорят, что обычно «отдают» скучные или «ненужные» задания нейросетям, а интересные и важные делают сами. «Я мало пользуюсь ChatGPT, потому что собираюсь сдавать экзамен по литературе и считаю, что ни к чему хорошему частое использование не приведет. Но иногда делаю задания по каким-то ненужным мне предметам. Например, если надо ответить на вопросы или порассуждать на какую-то тему, а у меня нет времени, я пользуюсь ChatGPT. Это быстро и полезно. Ты не собираешь информацию сам, не тратишь на это время, а читаешь, что нашла нейросеть, анализируешь и пересказываешь», — объясняет Влада.

А если результат не устраивает — делают всё сами

Впрочем, результат генерации устраивает не всегда. «Я видел, что некоторым одноклассникам презентацию по географии полностью нейросети делали, но они получились скучные: картинки слишком общие, очень много текста. Поэтому я решил делать презентации сам», — рассказывает ещё один участник фокус-группы.

В целом почти все выступают за разумное использование нейросетей — и это один из важных выводов исследования. Подростки относятся к искусственному интеллекту как к полезному инструменту, а не сверхразуму, который сделает за них все домашние задания. «Это удобно — скооперироваться с ИИ, чтобы получить хорошую оценку», — резюмирует Влада.

Проверяют ли школьники ответы искусственного интеллекта

По данным письменного опроса, каждый седьмой всегда проверяет правильность результатов, а каждый шестой — напротив, никогда. Остальные же делают это периодически.

Среди участников фокус-группы оказались и те, и другие. «Недавно я попросила друга помочь мне написать сочинение по английскому, он скинул ссылку на нейросеть в Telegram. Я написала там название сочинения и на каком языке оно нужно. ИИ написал очень хорошо. Сама я не проверяла, не стала переводить — но мне поставили пятерку», — говорит семиклассница Мия.

По другому принципу действует десятиклассник Илья он всегда перепроверяет ответы искусственного интеллекта по истории, несмотря на то, что пока не нашел ни одной ошибки. «Нейросеть не ошибается, потому что берет информацию из интернета», — поясняет он. Но с заданиями по физике, говорит подросток, все наоборот: «Я пробовал использовать нейросети в физике, но с этим ИИ не справляется, слишком много ошибок. Правда, это в бесплатных версиях, в платных, возможно, все по-другому». Кстати, в будущем Илья планирует использовать нейросети для работы в области инженерии.

Пятнадцатилетний Марк, который учится в лицее, тоже замечает ошибки. Школьник говорит, что любую информацию приходится перепроверять, и на это уходит больше времени, чем при использовании поисковика. «Я много экспериментировал, чтобы посмотреть, на что способна нейросеть, в том числе задавал вопросы, на которые знал ответы, и бывало, что она выдавала ошибки», — добавляет он. А вот Алексей, хоть и находит временами ошибки, все же считает, что нейросеть чаще справляется хорошо.

Свою позицию высказывает и Влада: «Я против бездумного использования GPT, потому что я обратила внимание на то, что он может ошибаться в падежах, неправильно склонять слова, пишет одну и ту же мысль много раз подряд, но разными словами. Конечно, он сокращает нам время на поиск, но я призываю всех, чтобы они прочитывали и перерабатывали всю информацию, которую он выдаёт, иначе может получиться очень глупо. Иногда приходится удалять целые абзацы, потому что в них нет смысла».

Самые популярные нейросети у школьников: ChatGPT и YandexGPT (Яндекс Алиса).

Резюмируем

  • Подростки пользуются нейросетями для учебы, саморазвития и развлечения и постоянно совершенствуют навыки работы с ними.
  • Почти все школьники относятся к ИИ как к полезному инструменту и выступают за его разумное применение. Причем многие проявляют креативность, даже когда используют нейросети для развлечения.
  • Обычно подростки делают скучные или «ненужные» домашние задания с помощью искусственного интеллекта, а вот интересные и полезные — оставляют себе.
  • Большинство учеников время от времени проверяют результаты генерации на ошибки. Есть и те, кто делает это постоянно или не делает вообще, но таких меньшинство.

[i] В статье представлены результаты исследования лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ по проекту «Анализ практик использования нейросетей в воспитательной работе».

Автор текста: Туйара Мордосова
Обложка: Freepik.com

Публикации по теме