Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

В соавторстве с нейросетью: как ИИ может помочь в изучении русского языка

Практические советы и готовые задания для эффективного сотрудничества с ИИ-помощниками

Каждое поколение педагогов учится приручать новые технологии: когда-то это был диапроектор, позже — интерактивная доска и электронный дневник. Сегодня пришел черед искусственного интеллекта, который открывает перед учителем обширное поле для экспериментов. Чтобы эти опыты были осмысленными и успешными, нужна опора. Такой опорой может стать брошюра «В соавторстве с нейросетью: творческие задания по русскому языку» — в ней собраны задания по русскому языку, которые превращают ИИ в средство для развития аналитических способностей, творческого и критического мышления, а также цифровой грамотности.

Русский язык как проводник в мир искусственного интеллекта

Цель пособия — показать, как можно интегрировать искусственный интеллект в процесс изучения русского языка так, чтобы он помогал развивать не только грамотность, но и информационную культуру и креативность школьников. Автор брошюры, AI-тренер Яндекса и ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ Олеся Сененко, считает, что именно русский язык способен стать проводником в мир ИИ.

«Русский язык — идеальный проводник в мир искусственного интеллекта, ведь в основе больших языковых моделей лежит слово. Как и язык, такая модель представляет собой огромное, сложно организованное хранилище текстов, смыслов и культурных кодов».

Роль учителя здесь особая — показать, что ИИ не только источник готовых ответов, но и полноценный инструмент для обучения и развития. В этом и помогает брошюра: в ней собраны творческие задания для учеников основной и старшей школы, которые позволяют им научиться отличать живое слово от шаблона и использовать технологии, не становясь их заложниками.

Девять «испытаний» для речи и воображения

Пособие содержит девять заданий, каждое из которых направлено на работу с отдельным разделом лингвистики и одновременно развивает умение пользоваться цифровыми инструментами:

  • «Звуковая палитра» — учит работать со звуковой стороной языка, слышать аллитерации и ассонансы.
  • «Орфоэпический диктант» — тренирует правильное произношение и предлагает поработать со словарями.
  • «Продуктивная тавтология» — учит замечать повторы и помогает формировать орфографическую зоркость.
  • «Орфографическая сказка» — закрепляет орфограммы с помощью сказочных сюжетов.
  • «Лексический шифр» — развивает навык подбора синонимов и чувство стиля.
  • «Фразеоарт» — превращает фразеологизмы в визуальные образы.
  • «Морфологическая прогулка» — помогает почувствовать выразительные возможности разных грамматических категорий.
  • «Синтаксический релакс» — показывает, как синтаксис влияет на ритм и настроение текста.
  • «Знаковая песня» — предлагает необычную работу с пунктуацией через музыку и стихи.

Каждое задание предполагает обращение к нейросети — будь то генерация текста, создание картинки или аудио. Но ключевая часть работы остается за школьником: анализ, правка, мультимодальная интерпретация.

Автор брошюры также дает подробные рекомендации по выполнению задания: как выбрать инструменты, составить и уточнить промпт, оценить результаты и организовать дальнейшую работу на уроке.

Искусственный интеллект как инструмент и соавтор

«Главная задача пособия в том, чтобы вдохновить учителей на создание собственных, еще более интересных и эффективных форматов», — подчеркивает его автор. При этом важно сохранять баланс между технологической новизной и учебными целями. Искусственный интеллект должен выступать не как замена традиционным методам, а как дополнительный инструмент, который помогает сделать изучение русского языка более живым и соответствующим реалиям цифровой эпохи.

Продуманный подход, готовность к экспериментам и немного творческой смелости — те условия, благодаря которым урок русского языка превращается в захватывающее совместное исследование языка и технологий. Подробнее — читайте в брошюре «В соавторстве с нейросетью: творческие задания по русскому языку».

Научный консультант

Олеся Сененко
Ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA