Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Семейное образования: стоит ли обучать детей вне школы?

Исследование получения школьного образования в форме семейного образования в большом городе

Под ред. Вачковой С. Н., Петряевой Е. Ю.

Сегодняшние родители большое внимание уделяют образованию детей. Данные говорят о росте количества семей, которые выбирают стратегию обучения своих детей вне государственных образовательных организаций. Одной из альтернатив получения образования вне школы может быть форма семейного образования. Ученые МГПУ провели исследование, чтобы лучше понять отношение родителей к семейному образованию. С чем связан их выбор? Какие плюсы и минусы в нем они видят? Какие программы обучения выбирают? Рассказываем ниже.

Что родители знают о семейном образовании

Хотя за последние годы семейное образование стало более популярным, большинство родителей все еще не знакомы с ним. В 2022 году МГПУ совместно с фондом «Общественное мнение» провели опрос, в котором приняли участие более 1200 семей с детьми, проживающих в разных регионах России, и вот как распределились ответы респондентов:

  • 57 % признались, что слышат о семейном образовании впервые;
  • 32 % «что-то слышали» о семейном образовании;
  • 10 % сказали, что знакомы с этой формой образования.

Многие семьи смогли протестировать «демоверсию» семейного образования в период пандемии COVID-19. Интересно, что родители, которые не испытали больших хлопот в обучении детей в этот период (таких 36 %), позитивно относятся и к семейному образованию.

Семейное образование VS школьное образование

Тем не менее почти половина (49 %) респондентов заявляет, что в обучении детей вне школы нет «ничего хорошего». Вот какие недостатки видят родители в семейном образовании:

  • недостаток социализации и «эффект маугли»;
  • проблема в организации необходимой образовательной среды в домашних условиях;
  • сложность объективной оценки знаний ребенка;
  • дополнительные расходы на репетиторов и другие причины.

Однако родители называли и немало достоинств семейного образования:

  • возможность создавать индивидуальную образовательную траекторию для ребенка;
  • индивидуальное планирование распорядка дня и гибкий график;
  • защищенность от школьного буллинга;
  • развитие навыков самостоятельности у детей и т. п.

Особенности мегаполиса: что говорят данные по Москве

Опрос среди родителей Москвы показал, чаще всего сторонниками обучения детей вне школы становятся москвичи с высшим образованием, материально обеспеченные и активные.

По какой образовательной программе они обучают детей? Какие методы обучения используют? Как относятся к школе? Как оценивают образовательные результаты и готовят детей к аттестации? На все эти вопросы ответили сами родители, сделавшие выбор в пользу семейного образования:

«Идея с переходом на семейное образование пришла из-за того, что старшие дети, учась в государственной школе, очень часто попадали в разные сложные ситуации в учебном процессе. И я поняла, что с третьим ребенком я устала от государственной школы»

«Я разрабатываю индивидуальную программу обучения, основываясь на школьной программе, которую учитель мне любезно предоставляет. Сейчас мы сосредоточены на изучении 3 предметов: русский язык, математика и английский язык. Ребенок должен сперва научиться читать, считать и писать, и только после этого он начинает учиться чему-то еще!»

«У нас есть онлайн-платформа, где мы открываем приложение, и ребенок сдает аттестацию. На аттестацию всех предметов у нас уходит неделя интенсивной работы. Потому что на самом деле аттестация серьезная, если ее по-честному сдавать. Там достаточно много вопросов на мышление ребенка, на кругозор ребенка…»

«Я могу с уверенностью сказать, что даже если траты в разы превышают траты родителей детей на школьном образовании, эти мои траты всё равно оправданы на 500 %! Семейное образование точно стоит этих трат, может быть, даже и большие траты были бы оправданными, потому что это вклад в будущее детей, и оно бесценно в тех пределах, которые мы можем себе позволить»

Своими мнениями поделились и эксперты:

«Москва в этом плане попала в зону комфорта. Экономическое благополучие приводит к росту притязаний. Родители, у которых есть такие возможности, естественно будут для своего ребенка выбирать лучшее. Они теперь знают, что есть Вальдорофская школа, Монтессори, Сбер с его платформой, всякие “скилбоксы”. Куча сейчас всего: выбирай, не хочу»

Роман Комаров,
эксперт по развитию личностного потенциала,
креативности и одаренности, цифровизации образования, проректор МГПУ

«Мы считаем образовательным результатом самостоятельность ребенка, его умение самому добывать те знания, которые ему нужны; мотивацию, интерес, профориентацию, которая опять же возникает не потому, что к нему там кто-то пришел на урок, рассказал про профессии»

Светлана Марзеева,
руководитель Ассоциации семейных школ, автор сайта «А-бразование»

Однако специалисты подтвердили опасения многих родителей, подчеркнув, что в семейном образовании проявляются как позитивные, так и деструктивные модели обучения. Они обусловлены, например, родительскими позициями достигаторства результатов, непонимания родителями того, как эффективно выстраивать семейное образование с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

«В школе замечательно работает эффект социальной фасилитации и ингибиции в обучении. Дети, обучаясь, конкурируют друг с другом, учатся друг у друга, не только у учителя и не только из учебника. Но есть еще моменты ингибиции, подавления, без этого тоже нельзя. И именно в школе, в этом классном коллективе ребенок приобретает опыт интеллектуального лидерства или аутсайдерства. И есть много-много вот таких тонких вещей, которые семейное образование просто отсекает. Если общение ребенка ограничено, то мы получим депривированного ребенка, практически цифрового Маугли»

Александр Савенков,
специалист в области диагностики и развития детской одаренности,
создатель научной школы «Психология одаренности и творчества», директор института педагогики и психологии МГПУ

Вместо итога

Семейное образование открывает перед семьей широкий спектр возможностей, но и накладывает на родителей большую ответственность. Брать на себя ее или нет каждая семья решает индивидуально, взвешивая все «за» и «против».

Подробнее познакомиться с результатами исследования можно по ссылке.

Автор текста: Татьяна Сандакова