Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Рефлексия бакалавров педагогических специальностей: новые инструменты для тех, кто готовит педагогов

Диагностика, которая помогает преподавателям вузов увидеть, чему на самом деле учится будущий педагог

Жуланова И. В., Знаменская О. В., Конобеева Т. А., Продувнова Е. В., Медведев А. М., Малин А. Г., Мысина Т. Ю., Ушакова Е. Г., Якушина Е. В.

В Московском городском педагогическом университете разработали способы «измерить» то, что является необходимой способностью для современного педагога — педагогическую рефлексию. Ученые создали специальные инструменты, с помощью которых можно оценивать способность будущих педагогов анализировать свой опыт и строить профессиональную идентичность. Эти инструменты планируется использовать в университетском мониторинге качества подготовки бакалавров. Они могут стать полезным ресурсом для преподавателей и методистов.

От интервью к инструменту измерения

Авторы исследования поставили задачу не просто изучить, насколько рефлексивен будущий педагог, но и создать практический инструмент для преподавателей вузов. Первым шагом к этому стало интервью с практикующими учителями. Интервью включало три тематических блока:

  1. профессиональное становление и идентичность — как учитель пришел в профессию и что считает в ней важным;
  2. работа с содержанием предмета — как он выстраивает урок;
  3. взаимодействие с учениками — как оценивает общение, результаты, динамику.

Анализ ответов показал два типа высказываний:

  • поверхностные, сосредоточенные на внешних обстоятельствах («трудный класс», «негатив родителей»);
  • рефлексивные, где педагог связывает результаты со своими действиями и ценностями.

Результаты интервью помогли исследователям увидеть, какие способы рассуждения о профессии действительно отражают глубину педагогического мышления. Эти результаты стали основой для  создания главного инструмента исследования — анкеты-опросника для студентов педагогического бакалавриата.

Диагностика как зеркало профессионального становления

Диагностика разработана, чтобы оценить сформированность способности к рефлексии у студентов старших курсов, у которых уже есть опыт педагогической практики. Диагностические материалы имеют форму опросника. В нем студенту предлагается не только выбрать вариант ответа, но и дать развернутый комментарий, «в котором выражается отношение к себе, к содержанию своей деятельности и к школьникам как участникам учебного взаимодействия».

Вопросы охватывают три временных плана:

  • прошлое — школьный опыт и первые представления о профессии;
  • настоящее — отношение к собственной подготовке и учебной практике;
  • будущее — видение себя как учителя через несколько лет,

и три ключевых предмета рефлексии:

  • рефлексия в отношении себя как личности;
  • рефлексия в отношении преподаваемого предмета;
  • рефлексия в отношении коммуникации между участниками образовательной ситуации.

Диагностика оценивает четыре ключевых компонента рефлексии:

  1. мотивационно-ценностный (зачем я в профессии);
  2. аналитический (умею ли осмысливать свои действия);
  3. прогностический (как вижу себя в будущем);
  4. практико-ориентированный (как применяю опыт).

Исследователи обнаружили: «Для студентов как 3-го, так и 4-го курса в большей степени значим мотивационно-ценностный показатель (зачем я в профессии), значительно ниже значимость аналитического (умею ли осмысливать свои действия) и прогностического (как применяю опыт)». То есть будущие педагоги чаще осознают, зачем выбрали профессию, но реже анализируют, как именно действуют и что нужно изменить, чтобы быть эффективными в будущем.

«К примеру, пытаясь понять, почему не удалось получить желаемый результат, учитель может прийти к мысли, что в этом классе трудные дети, неподходящие условия работы и др., оставляя за рамками обдумывания и понимания собственные действия, связанные с проектированием урока, использованием определенных методов, с организацией оценивания учащихся. В итоге рефлексия оказывается внешней, исключающей действия самого учителя из причин неудачи. Такая рефлексия будет неполной и вряд ли продуктивной».

Диагностика апробирована на 120 студентах МГПУ. Ее обработка сочетает автоматизированный подсчет и оценку развернутых ответов как экспертную, так и с помощью искусственного интеллекта (GPT-4), что делает инструмент удобным для регулярного мониторинга.

Диагностика выявила характерные различия между студентами 2 и 4 курсов: выпускники демонстрируют более высокий уровень рефлексии и убежденность в ее необходимости в профессиональной деятельности.

Чем это может быть полезно преподавателю вуза и педагогу-практику

Преподаватели вузов могут применять разработанные инструменты в рамках учебных курсов, педагогической практики и итоговой аттестации, чтобы отслеживать динамику профессионального становления студентов. На курсах повышения квалификации этот инструмент помогает педагогам оценить уровень собственной рефлексии и обсудить реальные педагогические ситуации.

В дайджесте «Рефлексия бакалавров педагогических специальностей: опыт изучения и оценки» ученые МГПУ подробно рассказывают, как превратить сложную и абстрактную тему рефлексии в измеримую характеристику профессионального роста.

Научный консультант

Елена Ушакова
Научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ УГО МГПУ

Научный консультант

Ирина Жуланова
Доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, кандидат психологических наук

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA