Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Учиться по-новому: как инфраструктура меняет образование

Исследование ученых о том, как новая инфраструктура школ влияет на учебный процесс и успеваемость учеников

Иванова Е. В., Маякова Е. В., Барсукова Е. М., Тер-Григорян А. Э., Янгуразова А. О.

В последние годы школы Москвы переживают настоящую инфраструктурную трансформацию: появляются многофункциональные и общественные пространства, гибкие зоны, современное оборудование. Но за внешней привлекательностью кроется главный вопрос: действительно ли новая инфраструктура меняет и сам образовательный процесс?

Ответ на этот вопрос искали ученые Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ в новом исследовании. Его результаты показывают, как современная инфраструктура школ может влиять на обучение, развитие и социализацию детей, а также на городскую среду в целом.

Что исследовали ученые

Целью исследования было не только выяснить, как новая инфраструктура влияет на содержание и организацию обучения, но и понять, как сами педагоги и ученики воспринимают эти перемены.

Участие в исследовании приняли 4 образовательных комплекса Москвы, в которых за последние несколько лет были воплощены инновационные архитектурные решения.

Исследователи изучили, как организовано пространство в школах и как в нем взаимодействуют дети. Провели ряд интервью и серию фокус-групп с учителями, обучающимися и администрацией школ. Это позволило зафиксировать не только физические изменения, но и понять, как обновленная среда начинает работать на повседневные образовательные практики.

«Образовательный процесс состоит из трех составляющих: пространство, педагоги и образовательная программа. Если не будет одного из трех — процесса не будет. У детей есть доступ к огромному количеству информации, и учить их по старинке бессмысленно. Знания можно нагуглить, а пространство формирует вкус, эстетику, удовольствие от образовательного процесса».

Рузанна Иванцова,
начальник ГКУ Дирекция инфраструктуры
Департамента образования и науки города Москвы

Ключевые инсайты исследования

По результатам исследования ученые выделили преимущества новой инфраструктуры и ее недостатки и сложности, связанные с пользованием.

Преимущества новой инфраструктуры:

  • Многофункциональность: современные школы оснащены лабораториями, медиаклассами и креативными пространствами, что способствует развитию творческих способностей и повышает мотивацию обучающихся.
  • Безопасность и прозрачность: благодаря использованию камер видеонаблюдения и прозрачных стен, обеспечивается высокий уровень безопасности и комфорта.
  • Общественная активность: жители активно используют школьные территории для спорта, культурных мероприятий и досуга, что делает школу частью городской жизни.
  • Улучшение образовательных результатов: представители школ — участниц исследования отметили, что в их комплексах увеличилось количество предпрофильных и профильных классов, а уровень мастерства педагогического коллектива вырос.

Недостатки и вызовы:

  • Эксплуатационные сложности: новые здания требуют значительных ресурсов для поддержания чистоты и порядка, особенно в помещениях с множеством стеклянных поверхностей.
  • Неготовность педагогов: многие учителя не готовы менять привычные сценарии занятий — им требуется методическая поддержка и переобучение.
  • Психологическая адаптация обучающихся: школьники долго привыкают к новым свободным пространствам и иногда не понимают, как правильно ими пользоваться.

Исследователи заключают: «Современная образовательная среда дает педагогу дополнительные возможности в обучении и комфорт, но образовательный результат — заслуга хорошо подобранной педагогической команды». Пространственная трансформация работает только в связке с методической. Мало получить красивые современные классы — нужно научиться использовать их потенциал в обучении.

Что делать, чтобы новая инфраструктура действительно заработала

«Главное, что должны сделать управленческая и педагогические команды школы, — освоить новое пространство и эффективно использовать его и возможности нового оборудования», — говорят авторы исследования. В дайджесте «Инфраструктурные инсайты: жизнь в новой школе» они рассказали, как новые условия могут повлиять на образовательные результаты, а также на уровень мастерства педагогического коллектива. И подготовили рекомендации, которые помогут всем участникам образовательных отношений освоить пространство новой школы, чтобы использовать его возможности на 100 %.

Научный консультант

Елена Иванова
Заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ, кандидат психологических наук, эксперт-исследователь образовательной среды, эксперт по проектированию среды

Научный консультант

Екатерина Барсукова
Научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ, дизайнер образовательной среды, специалист по комфортной безопасности школ

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA