
Учиться по-новому: как инфраструктура меняет образование
Исследование ученых о том, как новая инфраструктура школ влияет на учебный процесс и успеваемость учеников
Иванова Е. В., Маякова Е. В., Барсукова Е. М., Тер-Григорян А. Э., Янгуразова А. О.
В последние годы школы Москвы переживают настоящую инфраструктурную трансформацию: появляются многофункциональные и общественные пространства, гибкие зоны, современное оборудование. Но за внешней привлекательностью кроется главный вопрос: действительно ли новая инфраструктура меняет и сам образовательный процесс?
Ответ на этот вопрос искали ученые Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ в новом исследовании. Его результаты показывают, как современная инфраструктура школ может влиять на обучение, развитие и социализацию детей, а также на городскую среду в целом.
Что исследовали ученые
Целью исследования было не только выяснить, как новая инфраструктура влияет на содержание и организацию обучения, но и понять, как сами педагоги и ученики воспринимают эти перемены.
Участие в исследовании приняли 4 образовательных комплекса Москвы, в которых за последние несколько лет были воплощены инновационные архитектурные решения.
Исследователи изучили, как организовано пространство в школах и как в нем взаимодействуют дети. Провели ряд интервью и серию фокус-групп с учителями, обучающимися и администрацией школ. Это позволило зафиксировать не только физические изменения, но и понять, как обновленная среда начинает работать на повседневные образовательные практики.
«Образовательный процесс состоит из трех составляющих: пространство, педагоги и образовательная программа. Если не будет одного из трех — процесса не будет. У детей есть доступ к огромному количеству информации, и учить их по старинке бессмысленно. Знания можно нагуглить, а пространство формирует вкус, эстетику, удовольствие от образовательного процесса».
Рузанна Иванцова,
начальник ГКУ Дирекция инфраструктуры
Департамента образования и науки города Москвы
Ключевые инсайты исследования
По результатам исследования ученые выделили преимущества новой инфраструктуры и ее недостатки и сложности, связанные с пользованием.
Преимущества новой инфраструктуры:
- Многофункциональность: современные школы оснащены лабораториями, медиаклассами и креативными пространствами, что способствует развитию творческих способностей и повышает мотивацию обучающихся.
- Безопасность и прозрачность: благодаря использованию камер видеонаблюдения и прозрачных стен, обеспечивается высокий уровень безопасности и комфорта.
- Общественная активность: жители активно используют школьные территории для спорта, культурных мероприятий и досуга, что делает школу частью городской жизни.
- Улучшение образовательных результатов: представители школ — участниц исследования отметили, что в их комплексах увеличилось количество предпрофильных и профильных классов, а уровень мастерства педагогического коллектива вырос.
Недостатки и вызовы:
- Эксплуатационные сложности: новые здания требуют значительных ресурсов для поддержания чистоты и порядка, особенно в помещениях с множеством стеклянных поверхностей.
- Неготовность педагогов: многие учителя не готовы менять привычные сценарии занятий — им требуется методическая поддержка и переобучение.
- Психологическая адаптация обучающихся: школьники долго привыкают к новым свободным пространствам и иногда не понимают, как правильно ими пользоваться.
Исследователи заключают: «Современная образовательная среда дает педагогу дополнительные возможности в обучении и комфорт, но образовательный результат — заслуга хорошо подобранной педагогической команды». Пространственная трансформация работает только в связке с методической. Мало получить красивые современные классы — нужно научиться использовать их потенциал в обучении.
Что делать, чтобы новая инфраструктура действительно заработала
«Главное, что должны сделать управленческая и педагогические команды школы, — освоить новое пространство и эффективно использовать его и возможности нового оборудования», — говорят авторы исследования. В дайджесте «Инфраструктурные инсайты: жизнь в новой школе» они рассказали, как новые условия могут повлиять на образовательные результаты, а также на уровень мастерства педагогического коллектива. И подготовили рекомендации, которые помогут всем участникам образовательных отношений освоить пространство новой школы, чтобы использовать его возможности на 100 %.
Автор текста: Татьяна Сандакова