Старт педагогической карьеры: советы молодому учителю
Рекомендации специалистов помогут начинающим педагогам быстрее и легче адаптироваться к новым условиям и уверенно стартовать в профессии
Белолуцкая А. К., Жабина Н. Г., Гурин Г. Г., Головина А. В., Криштофик И. С., Щербакова Т. В.
Исследователи МГПУ продолжают изучать тему адаптации начинающих педагогов к профессии. Ранее ученые выявили тревожную тенденцию: по статистике, после одного — двух лет работы молодые учителя уходят из школ. Причин этому множество: от эмоционального выгорания до сложностей в общении со школьниками, их родителями и даже коллегами.
Поддержать молодых учителей решили ученые лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ. Они подготовили сборник советов молодым учителям, где дали ответы на большинство волнующих вопросов:
- как наладить отношения с коллегами и влиться в школьный коллектив?
- как соблюдать баланс между личной жизнью и работой?
- как поддерживать дисциплину в классе?
- как выстроить и поддерживать конструктивный диалог с родителями?
- как общаться с учениками и их родителями в социальных сетях?
«Опыт, как известно, дело наживное. Но все же знание о том, как себя вести в наиболее распространенных ситуациях, которые могут возникнуть в общении педагога с обучающимися и родителями, не помешает», — уверены ученые.
Поддержка молодых учителей: почему это важно
О том, как пришла идея создания подобного сборника советов молодому учителю, рассказывают авторы: «В столичных школах еще не отлажена система взаимодействия молодых педагогов с наставниками. Наставники еще проходят обучение, чтобы иметь возможность консультировать менее опытных коллег. Мы подготовили книгу с советами молодому учителю, чтобы помочь начинающим педагогам как на этапе определения своих профессиональных дефицитов, так и непосредственно при их устранении. В сборнике описаны затруднения, с которыми в той или иной степени сталкивался каждый педагог, начинающий профессиональную карьеру в московской системе образования».
Ученым было важно не только предложить решения возможных проблемных ситуаций, с которыми может столкнуться молодой учитель, но и в целом помочь выпускникам педагогических вузов легче адаптироваться к новым условиям и уверенно стартовать в профессии. Потому отдельная глава посвящена ценностям московской системы образования. Авторы говорят: «Понимание специфики этих ценностей должно помочь начинающим педагогам реализовать себя и построить успешную карьеру».
Практические советы молодому учителю
Книга состоит из пяти глав, каждая из которых раскрывает как типичные, так и неожиданные ситуации, с которыми могут столкнуться начинающие педагоги.
Приведем несколько примеров:
Что делать учителю, если он ловит себя на желании завысить или занизить кому-то оценку? «В случае антипатии к ученику и появления желания занизить ему оценку, важно проанализировать, осознать свои чувства, отделить чувства от фактов и критически взглянуть на работу ученика. Необходимо при оценивании иметь понятную и вам, и ученику систему критериев оценки. Сверяйтесь с этими критериями при работе с этим учеником. Это поможет выставить корректную оценку».
Как работать с ребенком с ОВЗ? «Самое главное условие работы с детьми с ОВЗ — создание психологически комфортной среды. <…> Необходимо заранее проконсультироваться с тьютором и побеседовать с родителями об особенностях ребенка. На основании полученной информации стоит поподробнее изучить особенности эмоционально-личностного роста обучающихся того или иного типа».
Как выстраивать личные границы в общение с родителями учеников? «Родители могут интересоваться личной жизнью, семейным положением, вероисповеданием, мнением по политическим вопросам и другими аспектами жизни учителя. <…> Педагог не обязан отвечать на эти вопросы, как не обязан и разговаривать с родителями на любые темы, не относящиеся к ребенку и процессу обучения».
Как работать с неблагополучными семьями? «В таких ситуациях педагог оказывается именно тем взрослым, который может хотя бы частично компенсировать все эти факторы. Быть последовательным и надежным, готовым к диалогу, эмоционально стабильным и доступным».
Что делать, чтобы не столкнуться с цифровым сталкингом? «Лучше иметь еще один телефонный номер для общения с учениками и родителями. <…> Социальные сети педагога должны быть либо безупречно прозрачными, либо приватными. Не стоит принимать запросы учеников и их родителей в друзья или подписчики на личные страницы в социальных сетях и не подписывайтесь на них сами».
«В сотрудничестве можно справиться со всеми неожиданными ситуациями. Ищите единомышленников, наставников, профессиональные сообщества», — пишут авторы. Ну а книга «Начинающему педагогу в столичной системе образования» станет верным помощником, который окажет поддержку молодому учителю в сложной, но невероятно благодарной профессии.
Автор текста: Татьяна Сандакова