
Школа вне правил: альтернативное образование в мегаполисах России
От определения понятия и правовых основ до исторического развития и современных практик
Петряева Е. Ю., Домрачева С. Н., Кириченко Е. Б., Козинченко И. В., Истомина А. Г., Суменкова Ю. И., Федоровская М. Н., Чуракова Ю. А
Семейные, альтернативные школы, А-проекты, микрошколы, онлайн-школы, центры тьюторского сопровождения — альтернативное образование в России развивается быстрыми темпами и открывает родителям всё больше возможностей для выбора. Здесь возникают новые форматы работы с детьми и семьями, новые подходы и практики, которые постепенно меняют привычную школьную среду.
Чтобы разобраться в этом многообразии и понять, какие модели действительно работают и могут быть полезны для развития системы образования в целом, ученые научно-исследовательского центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ совместно с инициативной группой Консорциума «Семейное образование» изучили 665 альтернативных образовательных проектов в пяти крупнейших городах страны*. В ходе работы они провели интервью с основателями и экспертами, проанализировали статистику и международные практики. Что удалось выяснить — рассказываем ниже.
Родительский выбор: от пандемии к долгосрочному тренду
Исследование показало: альтернативное образование сегодня не выступает в противовес традиционной школе. Оно формирует самостоятельную систему гибких решений в ответ на глобальные вызовы: цифровизацию, рост родительских ожиданий и необходимость учитывать индивидуальные траектории обучения. Это подтверждает и стремительный рост интереса к гибким форматам образования. Так, с 2016 по 2023 год:
- число детей на семейном образовании увеличилось в 11,2 раза;
- количество обучающихся в заочной форме увеличилось в 32,8 раза;
- очно-заочная форма после падения в 2017 году выросла в 13 раз.
Спрос, который резко возрос в пандемию, закрепился и после ее завершения. Родители всё чаще видят в гибридных форматах возможность индивидуализации обучения и большего контроля за качеством образования.
Почему альтернативное образование рождается в больших городах
По данным исследования, в пяти крупнейших мегаполисах России — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани — сосредоточено 665 проектов альтернативного образования, из которых подавляющее большинство возникло в последние десять лет.
Крупные города и мегаполисы становятся «лабораторией образования», потому что в них есть условия для появления и устойчивости подобных проектов: экономические возможности, правовая защищенность, разнообразие запросов.
В одних только Москве и Санкт-Петербурге исследователи зафиксировали более половины всех таких инициатив (322 и 183 соответственно), тогда как в регионах с меньшей плотностью населения число проектов крайне ограничено. Эта концентрация свидетельствует: именно мегаполис становится питательной средой для образовательных экспериментов, где семьи обладают большей свободой выбора и ресурсами для его реализации.
Три типа проектов и мозаика подходов
Исследователи выделяют три модели альтернативного образования:
- Семейные школы (18 % всех проектов) представляют собой сообщества родителей, которые формально остаются в рамках семейного образования, но фактически создают коллективные школы с общими педагогами, пространством и расписанием.
- Программные школы строятся на основе устоявшихся педагогических систем (Монтессори, Вальдорф, Русская классическая школа, развивающее обучение Эльконина – Давыдова и др.). Их ключевая особенность — наличие четкой, методологически выверенной программы, которая определяет содержание и траекторию обучения.
- А-школы (А-проекты) — наиболее экспериментальный и радикальный тип, где на первый план выходит развитие субъектности, самостоятельного выбора и «жизнетворчества», а академическая успеваемость оказывается лишь частью общего образовательного процесса.
Однако эти модели не существуют изолированно, авторы отмечают: «В чистом виде какая-то одна педагогическая практика как основа деятельности проекта встречается редко». «Пестрая мозаика подходов» — так ученых характеризуют альтернативное образование в России. Оно объединяет как западные, так и советские педагогические традиции, а также новые методики, отвечающие вызовам времени. Альтернативные проекты свободно комбинируют разные подходы. Такой синтез становится нормой, а не экспериментальным исключением.
Альтернативное образование: новый ресурс и вызов для политики
Стремительный рост альтернативного образования ставит важные задачи:
- создать правовые механизмы легализации семейных и микрошкол;
- упростить процедуру лицензирования для малых проектов;
- развивать тьюторство и индивидуальные образовательные маршруты;
- создать сетевые площадки для сотрудничества государственных, частных и альтернативных школ;
- адаптировать успешные практики — гибкость, индивидуализация, проектный подход — внутри массовой школы;
- помогать родителям разбираться в возможностях и рисках АО;
- поддерживать сообщества педагогов и семей для обмена опытом.
Таким образом, альтернативное образование становится и ресурсом обновления, и вызовом образовательной политике, который требует продуманной стратегии.
Результаты исследования подробно описаны в брошюре «Школа вне правил: альтернативное образование в мегаполисах России».
* Материалы подготовлены при финансовой поддержке РНФ (проект № 23–28–00159).