
От чтения к пониманию: как формировать навык осознанной работы с текстом
Приемы и задания, которые помогут развить читательскую и информационную культуру школьников
Романичева Е. С.
Новостные ленты, учебные тексты, художественная и научно-популярная литература, посты в социальных сетях, рекламные слоганы — все это школьники читают каждый день. Но обилие информации не гарантирует ее понимания: чтобы не потеряться в этом потоке, важно уметь отделять главное от второстепенного, различать факты и мнения, задавать вопросы к тексту и находить на них ответы. Эти навыки напрямую связаны с формированием информационной культуры, которая становится важной задачей образования.
Вариант ее решения предложили ученые — сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ. Они подготовили учебно-методическое пособие с заданиями, которые помогут педагогам шаг за шагом сформировать у школьников навык вдумчивой работы с текстом: от постановки вопросов до понимания структуры информации и формирования аргументированной критики прочитанного.
За страницами учебной книги
Ученые утверждают: учить «вычитыванию» информации нужно не только через работу с учебником. «Критическое мышление не развивается, если человек работает только с отобранной и структурированной информацией — а именно такая, как правило, помещена в учебник», — объясняет Елена Романичева, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ. В современном мире текст окружает школьника повсюду — в этом многообразии и кроются возможности для обучения. Именно поэтому в пособии представлены приемы и стратегии работы не только с проверенными и «отшлифованными» параграфами учебников, но и с живыми текстами повседневности:
- научно-популярной литературой, включая современные детские издания, которые соединяют в себе логические и эмоционально-чувственные элементы познания;
- поликодовыми материалами (текстами «новой природы»), в которых словесная информация соединяется с картинками, схемами, гиперссылками;
- новостными материалами, с которыми школьники чаще всего сталкиваются именно в цифровом формате.
Такой подход позволяет научить школьника видеть разницу между форматом и содержанием, понимать, что у каждого текста есть своя функция и своя глубина.
📎 О том, как развивать зрительскую культуру школьников, ученые МГПУ рассказали в брошюре «Учить(ся) быть зрителем: на конференции, на стадионе, в кино».
Примеры вопросов и заданий
Один из примеров, приведенных в пособии, — задание на уточнение понятия. Ученикам показывают два изображения: хорошо знакомый портрет А. С. Пушкина и портрет другого человека, внешне не схожего с ним. Школьники должны определить, кто изображен, и объяснить, по каким признакам они это установили.
Цель упражнения — не просто найти правильный ответ, а зафиксировать алгоритм рассуждений и поиска: какие признаки заметили первыми, на какие детали обратили внимание, какие источники использовали для проверки гипотезы. Так школьники учатся видеть, как шаг за шагом строится процесс понимания текста или изображения.
Подобные задания развивают важное умение — вычитывать информацию не механически, а через осмысленный поиск, когда внимание направлено не только на содержание, но и на собственный способ работы с ним.
Еще несколько приемов и стратегий, которые предлагает использовать автор пособия
- «Алфавит за круглым столом». Ученики подбирают слова, которые могут встретиться в тексте, на каждую букву алфавита. Это помогает расширять словарный запас и формировать ожидания от чтения.
- Создание глоссариев и карточек-сорбонок. Ребята фиксируют ключевые понятия и их определения, тем самым осваивая предметный язык и учась работать с терминами.
- Составление списка ключевых слов и аннотации. Для этого используется таблица или цифровые сервисы «облака слов», которые позволяют наглядно увидеть структуру текста.
Особая ценность рекомендаций этого пособия заключается в том, что их можно встроить в разные предметные области — от литературы до истории и обществознания.
Учитель и ученик: вместе в поиске смысла
«Вычитывание информации» — это не отдельная техника, а универсальное умение, которое востребовано в любой учебной дисциплине. Оно формирует основу критического мышления, развивает внимательность и умение задавать вопросы.
Для учителя эта брошюра может стать практическим инструментом — как для подготовки к урокам, так и для собственной профессиональной рефлексии.
«Учитель, взявший ее в руки, может при первом знакомстве с текстом стать в позицию ученика и последовательно выполнить все задания, в ней предложенные, и одновременно, обращаясь к “комментариям для учителя”, уточнять что-либо для себя, развивая свою педагогическую компетентность, а также компетенции в области информационной культуры».
Испытать предложенные стратегии на практике можно, скачав пособие «Как научить(ся) “вычитывать” информацию».