
Организационная культура и карьера педагогов: связь и факторы успеха
Как совершенствовать организационную культуру и коммуникативную среду школы, чтобы развивать профессиональную идентичность педагогов
Белолуцкая А. К., Блинов Г. Н., Деянов М. А., Криштофик И. С.
Почему из одних школ молодые педагоги быстро увольняются, а в других — остаются и развиваются? Исследование образовательных организаций Москвы показало: дело не только в зарплате и нагрузке. Ключевую роль в устойчивости молодых кадров играет внутренняя среда школы — то, насколько педагог чувствует поддержку, может влиять на внутришкольные процессы, обсуждать идеи.
Ученые МГПУ изучили особенности организационной культуры и характер коммуникативной среды 95 школ Москвы. О том, что им удалось выяснить, читаем ниже.
Факторы «здоровья» организационной культуры школы
По данным исследования, в 2022 году из столичных школ уволилось больше молодых педагогов, чем в 2020-м и 2021-м. Чтобы понять, как на текучесть молодых кадров может влиять организационная культура образовательной организации, ученые решили сравнить две группы школ:
- откуда молодые педагоги уходят чаще;
- откуда молодые педагоги уходят реже.
Были опрошены 1202 педагога из обеих групп, затем проведено сравнение между ними, что позволило определить значимые компоненты организационной культуры. Среди них оказались:
- возможность проявлять профессиональную субъектность и действовать по собственной инициативе;
- понятная стратегия развития школы и возможность соотнести ее с личными профессиональными планами;
- наличие системы наставничества и профессиональной поддержки молодых педагогов.
Вывод: молодые специалисты часто покидают школы из-за нехватки поддержки и неясных перспектив, отсутствия возможности влиять на решения в школе и недостатка внимания со стороны администрации к их профессиональному развитию. В школах, где эти условия созданы, молодежь остается чаще и развивается активнее.
Формальное, неформальное и… что еще важнее?
Исследование показало, что для профессионального самоопределения и построения карьеры большую роль играет информальное образование. Ученые объясняют: только формальное и неформальное образование, обучение при которых происходит в рамках строгих правил и системы, где всё заранее определено и стандартизировано, не позволяет педагогам удовлетворять все образовательные потребности, проявлять свою индивидуальность и творческий подход. Поэтому сейчас всё больше внимания уделяется информальному образованию — обучению вне жестких рамок, которое дает больше свободы, помогает раскрывать таланты и строить собственную траекторию развития.
«Преимущество информального перед формальным и неформальным образованием в том, что оно происходит естественным образом в повседневной жизни без специальной организации, четкой структуры, учебных планов, заранее установленных целей. По форме — это спонтанный анализ своего опыта, общение, чтение книг, просмотр видео, дискуссии с коллегами или друзьями, самообучение через интернет и т. д.».
С точки зрения формирования и развития профессиональной идентичности учителя отмечают важность таких форм информального образования, как:
- профессиональное развитие на рабочем месте (проектная работа, обучающая игра, исследование в действии, мастерская);
- профессиональное самообразование (обмен мнениями с коллегами, чтение научно-педагогической литературы, наблюдение за работой коллег).
От слов к делу: советы руководителям школ по развитию организационной культуры
Ученые МГПУ разработали рекомендации для руководителей школ, опираясь на результаты исследования. Их цель — помочь создать такую организационную культуру и коммуникативную среду в школе, которая будет поддерживать педагогов на разных этапах карьеры.
В дайджесте «Работаем с организационной культурой и коммуникативной средой школы» подробно рассказано:
- как расширять права и возможности педагогов в образовательной организации;
- как гибко реагировать на потребности педагогов и выстраивать внутреннюю систему развития;
- как планировать стратегию развития школы совместно с педагогическим коллективом.
Управляя изменениями в организационных процессах и коммуникативной среде, руководство школы сможет помочь учителям развивать профессиональную идентичность и выстраивать собственную профессиональную траекторию.
Автор текста: Татьяна Сандакова