Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Обзор лучших мировых практик профессионального развития учителей и директоров школ

Как зарубежные системы образования поддерживают рост и развитие педагогических и управленческих кадров: опыт Австралии, Китая, Сингапура и Японии

Вачкова С. Н., Салахова В. Б., Агеева Н. С., Мысина Т. Ю., Суменкова Ю. И., Федоровская М. Н.

Современная система образования предъявляет к педагогам и руководителям школ высокие требования. Во многих странах сегодня уделяется особое внимание развитию профессиональных компетенций и поддержке карьерного роста педагогического и управленческого состава школ. Это позволяет укреплять систему образования и удерживать талантливых специалистов в профессии.         

Исследователи НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ изучили лучшие мировые практики профессионального развития и карьерного роста педагогов и управленцев. Ниже — краткий обзор их исследования.

Опыт Австралии, Китая, Сингапура и Японии: что отметили ученые

Эти страны занимают лидирующие позиции в международных образовательных рейтингах. А потому эксперты МГПУ внимательно изучили их подходы к построению карьерных траекторий и ключевые механизмы и факторы, способствующие росту профессионального мастерства сотрудников школ. Разберем подробнее опыт этих стран.

Австралия

  • Внедрен профессиональный стандарт для директоров школ, который используется как ориентир в 5 областях профессиональной практики: лидерство в преподавании и обучении; развитие себя и других; руководство развитием, внедрение инноваций и изменений; управление образовательной организацией; работа с сообществом.
  • Существует множество программ наставничества и подготовительных курсов.

«Программы направлены на развитие преподавательских навыков на старте преподавательской карьеры и лидерских навыков при переходе на должность директора школы».

Китай

  • Создана уникальная система — «Профессиональная карьерная лестница». Переход на следующий уровень карьеры осуществляется не только на основе ежегодной индивидуальной аттестации, но и на основе коллективной оценки деятельности педагога.
  • Реализуется система непрерывного профессионального развития для директоров школ. Она базируется на пятикомпонентной модели, которая включает: профессиональные стандарты, непрерывное профессиональное развитие, сертификацию на звание директора, конкурсный выбор директора школы, возможность творческого отпуска.

«Существует возможность творческого отпуска для самореализации и профессионального развития. Суть практики состоит в предоставлении академического отпуска на срок от 1 до 5 месяцев действующим директорам для участия в программах / мероприятиях по профессиональному развитию. В течение всего периода обучения выплачивается полная заработная плата».

Сингапур

  • В стране инициирована стратегия развития государственного образования «Думающие школы, образованная нация». Концепция основана на стремлении воспитать думающее, вовлеченное и ответственное поколение граждан.
  • Существует четко выстроенная система карьерного роста для учителей с тремя основными треками: педагогическим, исследовательским, лидерским. Учителя могут менять специализацию, переходя из трека в трек. Однако стать руководителем школы можно только через управленческий трек.

«Благодаря этому треку (прим. ред. — лидерскому) создается команда учителей лидеров, которые принимают активное участие в стратегическом планировании деятельности школы, разработке учебного плана, профессиональном развитии других учителей. Теперь директор работает не единолично, а совместно с командой учителей-лидеров».

Япония

  • Существует модель карьерных траекторий развития руководящих кадров в образовательных организациях.

    Она состоит из трех компонентов:
      1. системы назначений руководящих кадров, которая дает возможность претендовать на должность директора не только людям с педагогическим образованием и опытом, но и специалистам из других областей;
      2. ротаций учителей, которая нацелена на эффективное распределение кадров, в том числе для поддержки школ с низкой успеваемостью, школ в сельской местности и т. д.;
      3. программы подготовки и развития директоров школ.
    • В обществе сформирована культура уважения к учителям и образовательной системе в целом.

    «Профессия учителя в Японии — популярная и высокооплачиваемая. Средняя заработная плата учителей в Японии выше, чем у аналогично подготовленных специалистов в других областях. Сотрудники школы имеют все привилегии государственных служащих, включая контракт на постоянное трудоустройство, социальный пакет и прочие льготы».

    Узнать больше о лучших мировых практиках в организации профессионального развития и карьерного роста педагогов и управленческих кадров школ можно в дайджесте «Международный опыт в образовании: лучшие практики профессионального развития учителей и директоров школ».

    Автор текста: Татьяна Сандакова