О преимуществах использования искусственного интеллекта в школе
Результаты исследования: почему педагоги осторожны с ИИ и какие перспективы он открывает
Асонова Е. А., Сененко О. В., Борусяк Л. Ф.
Все чаще педагогам предлагается научиться использовать нейросети в работе: рекомендации, курсы и инструкции наполнили медийное пространство. Но нужно ли это самим педагогам? Как они относятся к использованию искусственного интеллекта в школе?
Изучением этих вопросов занялись сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. О том, что удалось выяснить исследователям и какие решения они предлагают, рассказываем ниже.
Место нейросетей в работе педагога
Чтобы понять, как часто педагоги пользуются возможностями искусственного интеллекта, ученые МГПУ провели исследование. Выяснилось, что регулярно к искусственному интеллекту обращаются всего 3 % школьных учителей и 11 % преподавателей вузов.
Учителя используют нейросети для подготовки к урокам, классным часам, создают тесты для проверки знаний школьников, генерируют изображения. Преподаватели вузов — для генерирования изображений, для создания презентаций и написания текстов. И те, и другие практически не прибегают к возможности проверять работы учащихся при помощи нейросетей.
Говоря о том, чем еще в теории полезны нейросети в работе педагога, участники исследования перечисляли следующие возможности:
- разработка планов и учебных программ, учебных пособий, заданий;
- использование ИИ в воспитательной работе;
- анализ и обработка большого массива данных;
- персонификация образовательного маршрута учащихся.
Получается, что педагоги видят не так уж много возможностей для использования искусственного интеллекта в обучении, а реально используют в работе лишь несколько функций.
Почему так происходит? Ученые объясняют — в отличии от молодого поколения, которое осваивает нейросети интуитивно, взрослые не чувствуют себя уверенными пользователями до тех пор, пока глубоко не изучат способы работы с новыми технологиями. Одни делают первые шаги методом проб и ошибок, другие — проходят специальное обучение, третьи пользуются советами коллег, друзей или своих детей.
Развитие информационной культуры и ИИ-грамотности с помощью нейросетей
Ученые отмечают: «К сожалению, никто из участников исследования не предложил таких вариантов использования нейросетей в образовании как аналитическую работу с нейросетями, <…> чтобы школьники и студенты умели более точно формулировать запросы, анализировать и редактировать полученные результаты на точность, умение работать с источниками, выбирать более релевантные и пр. А это может существенно развить аналитические способности учащихся и студентов, их критическое мышление».
В этом смысле использование искусственного интеллекта в школе или вузе становится не угрозой, а ресурсом для развития информационной культуры молодого поколения. Включение нейросетей в образовательный процесс позволяет научиться:
- формулировать четкий запрос;
- анализировать и оценивать полученный от нейросети ответ;
- редактировать и дорабатывать полученный результат, доводя его до конечной цели.
При этом сам педагог, взаимодействуя с нейросетями, повышает собственную ИИ-грамотность: от формального уровня к рефлексивному, а затем и к функциональному. Каждому уровню соответствует определенный перечень компетенций.
Чтобы определить свой уровень, ученые предлагают выполнить несколько заданий:
- составить промпт к предложенной проблемной ситуации;
- найти в предлагаемом ответе фактические ошибки;
- усовершенствовать запрос к нейросети, чтобы добиться максимально корректного ответа;
- сгенерировать изображение по запросу, а также выбрать картинку, точнее всего соответствующую запросу.
Сложив полученные баллы, педагог сможет определить уровень своих компетенций.
Навстречу новому: внедряя нейросети в работу педагога
Когда дефициты выявлены и точки роста намечены, то можно переходить к следующему этапу —включению искусственного интеллекта в процесс обучения. Ученые МГПУ предлагают педагогам начать с использования нейросетей в воспитательной работе — помочь в этом может специально разработанная модель.
«Модель использования нейросетей в воспитательной работе нацелена на развитие информационной культуры обучающихся, под которой мы понимаем необходимую в современном информационном обществе способность находить, обрабатывать, анализировать, использовать и производить информацию, в том числе в процессе самостоятельной и совместной учебной, проектной и исследовательской деятельности».
Для успешного внедрения нейросетей в школьную практику потребуются усилия не только учителей: модель включает также помощь администрации, родителей, сотрудников информационного центра и библиотеки. Важна заинтересованность и самих школьников.
Ученые объяснили, как донести ценности использования нейросетей в работе педагога до администрации и как поговорить об этом с родителями. Со школьниками авторы модели советуют провести классный час, посвященный различным аспектам информационной культуры: «Особое внимание стоит уделить этическим аспектам и рискам использования искусственного интеллекта в школе, вопросам авторства, выработке некоторых общих, согласованных с учащимися правил использования нейросетей в различных образовательных ситуациях». Есть место нейросетям и во внеурочных событиях, и в дополнительном образовании — здесь наиболее широкий простор для фантазии.
Подробнее о модели использования искусственного интеллекта в школе ученые рассказали в дайджесте «По следам нейросети». Там же читатель сможет познакомиться с образовательным проектом «Лаборатория AI-практик», который реализуют ученые МГПУ, чтобы помочь педагогам повысить свою компетентность в области использования нейросетей в обучении и воспитании.
Автор текста: Татьяна Сандакова