Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Может ли ребенок проектировать городские объекты наравне со взрослым?  

Новая практика планирования городской и образовательной среды, в которой есть место каждому

Современный мегаполис — это не просто набор домов-коробок, торговых центров и парковок. Прежде всего, город — пространство для людей: место встречи, место новых возможностей, «место силы». Поэтому все чаще архитекторы и дизайнеры, исследователи и урбанисты, маркетологи и девелоперы призывают неравнодушных горожан к коллективному диалогу, принятию решений и совместному творчеству. 

Преображение городов, формирование комфортной среды в них — одни из главных векторов городского развития. Разумеется, этого не добиться без вовлечения горожан в процесс проектирования. Ведь именно жители городов в конечном итоге определяют удобство и востребованность той или иной воплощенной идеи.

Как же на практике организовать встречу различных специалистов, ответственных за принятие решений, с горожанами? В этом может помочь соучаствующее проектирование — практика организации общественного участия в разных сферах жизни: от создания общественных пространств до принятия политических решений.  

Помимо преобразования городской образовательной среды, соучаствующее проектирование изменяет отношения между людьми, разворачивает их друг к другу, создает пространство для совместности и партнерства, развивает и усиливает сообщество. 

Univercity: Города и Университеты, выпуск 4
«Практика соучастия: как в погоне за модным трендом не упустить смысл?»
ссылка

Процесс важнее результата 

Но есть ли в соучаствующем проектировании место подростку? школьнику? дошкольнику? Соучаствующее проектирование позволяет как взрослым, так и детям стать активной частью городского сообщества, включиться в процессы благоустройства своего двора и микрорайона. Воспринимая с ранних лет пространство города как что-то личное, имеющее ценность и смысл, ребенок чувствует свою причастность к происходящему, ощущает социальную ответственность, формирует личную инициативность. Научиться этому невозможно одномоментно, поэтому так важно создавать условия для соучастия, совместного принятия решений и развития инициативности не только для взрослых, но и для детей.  

ЧУОО «Европейская гимназия»
Фото: Татьяна Ле-ван
ЧУОО «Европейская гимназия»
Фото: Татьяна Ле-ван
ЧУОО «Европейская гимназия»
Фото: Татьяна Ле-ван
ЧУОО «Европейская гимназия»
Фото: Татьяна Ле-ван
ЧУОО «Европейская гимназия»
Фото: Татьяна Ле-ван
ЧУОО «Европейская гимназия»
Фото: Татьяна Ле-ван
ЧУОО «Европейская гимназия»
Фото: Татьяна Ле-ван

В недавно вышедшем подкасте «Соучастие — работа с будущим» Белла Филатова, архитектор, педагог, сооснователь и партнер бюро «Дружба», сооснователь образовательной мастерской «Драконопроект», рассказывает: «Мы искали способ привлечь горожан к большей инициативе и сделали вывод, что взрослые, уже привыкшие к определенным паттернам поведения, сложнее включаются в коммуникацию с архитекторами. Поэтому мы поняли, что работа с детьми – это прямая работа с будущим, инвестиция в будущее. Привлечение детей к соучаствующему проектированию – это способ воспитать новое поколение инициативных горожан. У ребенка, имеющего такой опыт, с самого начала складывается совершенно другой паттерн поведения. И через 5-7 лет мы будем иметь инициативного горожанина, у которого развито ответственное отношение к своему городу, потому что в свое время его задумки были воплощены, он был услышан». 

В каком же возрасте специалисты советуют начинать привлекать детей к решению различных вопросов в формате соучастия? Эксперты утверждают, что соучастие возможно и даже необходимо практиковать с подростками, детьми младшего школьного возраста и дошкольниками. Но взрослым важно помнить, что в каждом возрасте оно должно соответствовать возможностям ребенка и его смыслам. Архитекторы и психологи сходятся во мнении, что средний возраст привлечения детей к проектированию конкретных объектов – 9-11 лет, когда ребенок уже познакомился с различными материалами и вариантами взаимодействия с ними, когда осознал себя в городской среде, когда минимально научился принимать иные точки зрения. Хотя, безусловно, отдельные элементы соучастия могут начаться и в более раннем возрасте. 

 «Игра в демократию» или истинное соучастие? 

Однако, к сожалению, в погоне за трендом на соучастие возрастает риск его фальсификации, особенно в отношении маленьких детей. «Мы почему-то не до конца уверены в том, что дети понимают и осознают свои потребности и желания, но на самом деле дети всегда лучше взрослых знают, что им нужно, и очень четко могут выразить свою позицию», — говорит Любовь Гурарий, эксперт по соучаствующему проектированию и работе с сообществами. 

В самом деле, подменить подлинное соучастие так называемой «игрой в демократию» очень легко. Выстраивая взаимодействие с ребенком старыми, давно отжившими способами, отрицая проявления у него собственного «я», не учитывая особенности возраста, взрослый дает ребенку ложные ожидания и подрывает его доверие. Важно помнить, что ключевой принцип соучастия – возможность влиять на принятие решений. Именно он выделяет соучастие на фоне других практик, позволяя проследить динамику и избежать риска фальсификации. «Дети должны видеть свой авторский вклад. Они должны четко понимать, что это они соавторы данного проекта», — акцентирует важность подлинного соучастия Белла Филатова.

Критерии соучастия

Источник: Ле-Ван Т. Н., Филатова Б., Якшина А. Н. «Как спроектировать школьный двор». Соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом. Идеи для руководителей // Москва, 2021. С. 14

Маленькие дети – большие идеи 

«Точкой входа» практики соучастия в жизнь ребенка школьного возраста может стать образовательная среда. На протяжении многих лет школа и территория вокруг нее являются своеобразным смысловым центром детско-взрослых взаимодействий. И одним из самых открытых для соучаствующего проектирования пространств является, пожалуй, школьный двор как менее формализованная часть образовательной организации.

О том, как спроектировать школьный двор вместе с детьми и всем школьным сообществом так, чтобы он стал «местом силы» и центром притяжения для школьников, родителей и педагогов, подробно рассказали эксперты НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ и архитектурного бюро «Дружба» в одноименном методическом пособии.

А в подкасте «Соучастие — работа с будущим» можно узнать об одном из реальных кейсов изменения школьного двора с участием детей. 

Также примером привлечения детей к проектированию общественных городских объектов в формате соучастия поделилась Белла Филатова. При отсутствии какой-либо конкретной площадки, бюджета и параметров сотрудники бюро «Дружба» призвали детей и их родителей самостоятельно решить, чего и где детям не хватает в городе. В рамках фестиваля «Арт-овраг» на месте, которое выбрали сами маленькие жители города, были созданы временные pop-up площадки, что помогло привлечь финансирование для того, чтобы в следующем году временные площадки превратились в постоянные. Это дало импульс не только к трансформации городского пространства, но и к сознанию горожан: вовлеченные в проект жители не только самостоятельно продолжили развитие собственноручно созданного «места силы», но и стали презентовать этот кейс на всероссийских конференциях по городской среде. «Вокруг этого объекта завернулась мощная воронка жизни. И это как раз самое главное: не то, что вокруг возникло что-то физическое, а то, что это стало поводом для общения, взаимодействия и дальнейшего развития», — рассказывает Белла Филатова. 

Детский сквер в Выксе (г. Выкса, ул. Пирогова, 6)
Источник фото: prorus.ru

Особенно важно практиковать соучастие с детьми старшего школьного возраста, на которых оно оказывает уникальный педагогический эффект. Высокая потребность в проявлении своего «я» нередко толкает подростков на порчу объектов городской инфраструктуры (например, нанесение несогласованных граффити). Вовлечение же молодых людей в соучастие помогает направить эту неукротимую подростковую энергию в мирное, конструктивное русло. «В рамках фестиваля Районнале мы нашли разрушенное здание, собрали молодежное сообщество Элисты и предложили ребятам построить и спроектировать это здание под свою культурную повестку. Они познакомились, наладили горизонтальные связи, присвоили себе это пространство и до сих пор продолжают в нем проводить какие-то свои мероприятия. И уже там, например, их граффити выглядят совершенно уместно», — рассказывает креативный продюсер фестиваля Любовь Гурарий.

Районнале – формат локальных фестивалей, помогающих менять среду, активировать сообщества и выявлять уникальность территории. Современный городской праздник, вовлекающий жителей района. Процесс подготовки фестиваля рождает новые социальные связи, а итоговый результат дает опыт осязаемых изменений своими руками. 

Ради чего всё? Эффекты соучастия  

Детское соучастие имеет важное значение не только для детей. Оно открывает огромные ресурсы и для взрослых. Это и доверие ребенка ко взрослому, которое безусловно возрастает после успешной реализации совместной идеи. И уважение, но не с позиции страха, а с позиции дружбы. Это и вдохновение, которым взрослые заряжаются от ребенка. И переосмысление отношений: возможность отступиться от постоянного контроля, уступив место творчеству. Это и инициативное родительское сообщество, которое формируется посредством совместной работы с такими же активными и деятельными семьями.

В свою очередь, специалисты из разных областей получают поддержку со стороны горожан, удовлетворение от осознания долгосрочного эффекта соучастия, а также возможность проектирования новых объектов с использованием данного метода, основываясь на позитивном практическом опыте. 

Переоценить значимость соучаствующего проектирования невозможно как для взрослых, так и для самих детей. Умение и, что немаловажно, желание брать на себя ответственность, быть инициативным жителем своего города вырастают из повседневных решений и выборов, поддержанных инициатив, осознания ценности своего и чужого мнения. Поэтому так важно создать условия для поддержки соучастия во взрослом сообществе, которому, к слову, есть чему поучиться у детей. 

Автор текста: Татьяна Сандакова
Обложка: Татьяна Ле-ван (ЧУОО «Европейская гимназия»)