Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Не креативностью единой: чего ждет работодатель от выпускника вуза

Исследование запроса представителей креативных индустрий для анализа дефицитов и развития компетенций, необходимых для данного сектора экономики Москвы

Белолуцкая А. К., Жабина Н. Г., Гурин Г. Г., Головина А. В., Гринько И. А., Криштофик И. С., Мкртчян В. А., Щербакова Т. В.

Сегодня работодатели говорят, что практически все отрасли экономики испытывают серьезный кадровый голод. Особенно остро вопрос стоит в сфере креативных индустрий, где главной ценностью становятся новые идеи.

Конкуренция высокая — работодатели заинтересованы в квалифицированных кадрах, способных мыслить нешаблонно, и находить креативные решения для задач разной степени сложности. И потому, конечно, помощи во «взращивании» таких кадров работодатели ждут от высшей школы — именно вузы отвечают за качественную подготовку молодых квалифицированных профессионалов.

Ученые Лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ провели исследование, чтобы узнать, как работодатели оценивают профессионализм выпускников вузов — молодых дизайнеров и журналистов, рекламщиков и режиссеров, архитекторов и иллюстраторов, а также других специалистов сферы креативных индустрий. 

Благодаря комплексному анализу ученые сумели найти ответы на важные вопросы.

  • Какие компетенции, по мнению работодателей, необходимы для развития креативных индустрий?
  • Какие из необходимых компетенций можно назвать дефицитными среди вчерашних выпускников вузов?
  • Каков запрос работодателей по отношению к системе образования?
  • Как организовать эффективное взаимодействие работодателей из креативных индустрий с вузами?

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Идеальный работник креативных индустрий: каков запрос работодателя?

На основе собранных данных ученые МГПУ выделили 6 групп компетенций, которые оказались наиболее востребованными у работодателей. Мы же расскажем о 3 из них.

Итак, в топе компетенций, которыми должны обладать вчерашние выпускники вузов, а сегодня — специалисты, работающие в области креативных индустрий, по мнению работодателей, находятся коммуникативные компетенции. О чем конкретно идет речь?

  • 61 % важно, чтобы сотрудник умел вести совещания так, чтобы всем были понятны текущие задачи, сроки и исполнители;
  • 56 % отметили, что ценят умение договариваться в сложных неоднозначных ситуациях, а также предотвращать конфликты в рабочем процессе;
  • 54 % работодателей важна способность понимать и принимать конструктивную критику;
  • 52 % ценят умение устанавливать контакты с незнакомыми людьми.

На втором месте оказались, конечно, креативные компетенции: кстати, запрос работодателя здесь относится не только к оригинальности и нешаблонности мышления, но и к умению быстро перестраивать рабочие процессы, если условия изменились.

Взаимодействие в команде — третья группа компетенций, которыми должен обладать идеальный специалист. Сюда работодатели относят умения координировать свои действия с действиями других членов команды (63 %), работать самостоятельно и проявлять инициативу (57 %), эффективно составлять график работы (50 %) и другие.

Еще о трех группах компетенций, которые работодатели особенно ценят, читайте в дайджесте исследования.

Запрос работодателя и реальные компетенции выпускников вузов: ожидания VS реальность

А вот здесь ученых ждало интересное открытие. На вопрос о том, как работодатели оценивают уровень профессиональных компетенций молодых специалистов, почти 50 % опрошенных заявили о том, что уровень компетенций вчерашних выпускников вузов не выше среднего.  

Особенно дефицитными работодатели считают организационно-управленческие компетенции (20,3 %), self skills (15,9 %), коммуникативные компетенции (13 %). Всего работодатели назвали 15 групп компетенций. Приведем также фрагменты интервью, в которых работодатели упомянули и другие важные умения и навыки, которые в данный момент, по их мнению, находятся в дефиците у выпускников вузов.

«Компетенции, которые нужны, которых не хватает, — это гибкость, желание работать и учиться, коммуникативные навыки и навыки критического мышления, то есть навыки формулировать свою мысль и доносить ее до аудитории».

Ирина Чекалева,
преподаватель специальных дисциплин Московского техникума
креативных индустрий им. Л. Б. Красина

«Очень мало кто стратегически мыслит, а во всех таких индустриях — это очень долгий цикл, это мало кто знает». 

Оксана Силантьева,
руководитель лаборатории мультимедийного опыта Силамедиа,
мультимедийный продюсер и медиатренер

«Невозможно всю имеющуюся информацию вложить в мозги. Человек должен научиться использовать те знания, которые он получил в вузе, и те, которые он положил сам, и те, до которых руки еще не дошли. Он должен понимать, когда за ними дойти».

Дмитрий Ойнас,
президент делового клуба «Наследие и экономика»

«Это очень большая проблема людей, приходящих в креативные индустрии. Они приходят самовыражаться, а когда не находят пространства для самовыражения, они не находят денег, которые им кто-то должен почему-то платить, потому что они хотят творить».

Оксана Силантьева,
руководитель лаборатории мультимедийного опыта Силамедиа,
мультимедийный продюсер и медиатренер

Это проблема университетской подготовки или же дело в самих выпускниках вузов? 

Отдельная глава дайджеста исследования «Работа в креативных индустриях: справляются ли выпускники» посвящена проблемам университетской подготовки. Так, ученые обозначили ряд причин, которые препятствуют продуктивному сотрудничеству между вузами и креативными индустриями. Шаблонность университетских программ, их быстро снижающаяся актуальность, дефицит «продюсеров» образовательных программ — вот лишь одни из них.

Подробнее о других причинах можно узнать из дайджеста исследования. Кроме того, специалисты МГПУ подготовили рекомендации, которые помогут вузам и представителям креативных индустрий наладить эффективное взаимодействие. Скачать дайджест можно по ссылке.

Автор текста: Татьяна Сандакова