Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Личностное развитие и благополучие школьников: как создать благоприятные условия

Что помогает ребенку быть счастливым и успешным? Что влияет на его психологическое благополучие, мотивацию и вовлеченность в учебу?

Дирюгина Е. Г., Лункина М. В.; под общ. ред. Марковой В. К., Рычки Н. Е., Янченко А. А.

Исследования показывают, что благополучие школьников — залог их мотивации и активности. Более того, оно является одним из ключевых условий успешного обучения. Эксперты программы «Развивающая среда»i уже более 7 лет изучают, что именно способствует личностному развитию и благополучию школьников, и предлагают педагогам комплексные решения для работы с детьми. Подробнее о них расскажем в материале.

Личностно-развивающая среда в школе создает возможности для личностного развития и благополучия школьников

Для создания в школах личностно-развивающей среды, которая будет способствовать благополучию школьников, эксперты советуют:

1. Формировать универсальные компетенции. Они включают креативность, критическое мышление, навыки коммуникации и кооперации. Развивать универсальные компетенции можно двумя способами:

  • первый — создавать образовательную среду, которая стимулирует активность и инициативность;
  • второй — проводить занятия, ориентированные на формирование у школьников универсальных компетенций.

Исследования показали, что среда творческого типа наиболее благоприятна для формирования универсальных компетенций. Такая среда характеризуется активностью, т. е. наличием у детей возможностей быть инициативными, стремиться к цели и отстаивать свои интересы, а также свободой, когда педагоги выбирают индивидуальный подход к ребенку и учитывают его интересы.

Педагоги, участвующие в программе, учатся создавать в своих образовательных организациях среду творческого типа, а также разрабатывать занятия, ориентированные на формирование у детей универсальных компетенций. Благодаря особым приемам и техникам уроки становятся более оригинальными и интересными.

Мы рекомендуем строить занятия так, чтобы дети играли в них ведущие роли: обучали друг друга, оценивали как результаты урока, так и его процесс, развивали и дополняли предлагаемые задания, планировали работу и выбирали ее объем и формы. Будет полезно применять и модель перевернутого класса со свободным доступом к различным справочникам и интернет-ресурсам, экспертными консультациями учителя.

2. Использовать конструктивные стили педагогического общения и повышать качество преподавания. По утверждению экспертов, именно стиль общения педагога способен удовлетворять или, наоборот, фрустрировать базовые потребности детей в автономии, компетентности и связанности с другими. От этого во многом зависит мотивация ребенка и его вовлеченность в обучение. Поощрение проб и ошибок, конструктивная персонализированная обратная связь, применение техник активного слушания могут помочь педагогу поддержать автономную мотивацию подростков.

Ключевой фактор автономной мотивации — удовлетворение психологических потребностей в автономии, компетентности и связанности с другими. Учителю важно использовать подходящие педагогические методы и придерживаться конструктивных стилей общения, повышать качество преподавания.

3. Проводить специальные занятия. Социально-эмоциональные навыки можно развивать как в межличностном общении учителя с учениками, так и на специальных занятиях.

В дошкольном и младшем школьном возрасте важно учить ребят быть сознательными и самостоятельными, лучше понимать свои желания и опираться на себя в принятии решений — все это может помочь им найти мотивацию в учебе. С подростками же важно проводить занятия, посвященные самоопределению, навыкам выбора, целеполагания и планирования, управлению эмоциями, пониманию других людей и самих себя.

Практические инструменты для педагогов: что предлагают эксперты

Ученые разработали учебно-методические комплекты для занятий с детьми от 5 до 18 лет, которые могут помочь педагогам сформировать в школах личностно-развивающую среду:

В брошюре «Что способствует личностному развитию и благополучию школьников?» подробно описывается, как менялся уровень мотивации, психологического благополучия и универсальных компетенций школьников до и после занятий по комплектам.

Авторы заключают: «Разработанные методические решения подтвердили свою эффективность в социально-эмоциональном развитии учеников и развитии их личностного потенциала».

[i] Программа реализуется Благотворительным фондом «Вклад в будущее» совместно с Лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

Автор текста: Татьяна Сандакова