
Музей — пространство смыслов, а не просто экспонатов
От молчаливого слушателя к активному участнику: модель образовательного события, которая вовлекает подростков
Белолуцкая А. К., Жабина Н. Г., Гурин Г. Г., Головина А. В., Гринько И. А., Деянов М. А., Криштофик И. С., Щербакова Т. В.
Представьте: школьный класс на экскурсии в музее. Подростки молча следуют за экскурсоводом, слушая его размеренный рассказ. Они стараются сосредоточиться, но постепенно теряют интерес — слова сливаются в единый поток, а экспонаты остаются просто предметами за стеклом.
А что, если сломать шаблон и вместо классической экскурсии предложить ребятам самим наполнить пространство музея новыми смыслами? Именно так подумали ученые Лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ и запустили пилотный образовательный проект «Культура. Думать!», который, к слову, стал уже регулярной практикой. Он позволяет старшеклассникам не просто знакомиться с экспозициями музеев, но и пробовать себя в роли исследователей, журналистов и дизайнеров.
Секрет — в особой модели проведения образовательных событий, которую разработали ученые. Благодаря ей педагоги могут не только знакомить ребят с историей и культурой, но и развивать при этом их критическое мышление, коммуникабельность, креативность и способность работать в команде. О том, как использовать модель, рассказываем ниже.
Как все устроено: о трех компонентах модели
Модель развивающего пространства социально-профессиональных проб подростков основана на трех ключевых компонентах:
- Личностные смыслы как основа для изучения экспозиции: «Достигнуть этого эффекта позволяет проблематизация, реализуемая через задавание вопросов открытого типа. Такие вопросы, предполагающие неограниченное количество правильных ответов, стимулирующие работу воображения или мышления, способствуют раскрытию потенциала музейного пространства».
- Источник вопросов — целевая аудитория: «Медиатор образовательного события может установить взаимосвязь поднимаемых аудиторией вопросов с актуальными трендами и перенести их в музейное пространство. <…> Это приводит к раскрытию через образовательное событие глобальной темы, которая, с одной стороны, связана с содержанием музея, а с другой стороны — с повседневной жизнью и интересами участников профессиональной пробы».
- Форматы работы. Эксперты советуют отдавать предпочтение рефлексивно-интерактивному или партиципаторному форматам — так подростки смогут участвовать в разработке интерактивных заданий, создавать медиапродукты и даже проводить научные исследования на основе музейных экспозиций. «Такой подход способствует формированию у подростков просоциальных ценностей и развивает мягкие навыки», — отмечают ученые.
Как это работает на практике?
Модель помогла ученым доказать, что социально-профессиональные пробы могут проходить не только в специализированных местах: в Музее космонавтики можно говорить не только о профессии космонавта, а в Музее метро — не только о профессии работника метрополитена. Поэтому для тестирования модели они подобрали музеи с разными тематиками. Вот что получилось:
В Музее М. А. Булгакова
- Что делали: исследовали экспозицию, отбирали ключевые экспонаты, на их основе разрабатывали рефлексивно-навигационный телеграм-бот «Бегебот».
- Чему учились в процессе: развивали критическое мышление, учились работать с историческими источниками, формулировать вопросы и анализировать культурные контексты.
- Какой итог: «Бегебот» активно используют все посетители — он проводит их через экспонаты, отобранные подростками, и предлагает поучаствовать в викторине, узнать оригинальный факт или ответить на рефлексивный вопрос. Благодаря оцифрованным архивным материалам и возможностям телеграм-бота пользователи могут лучше понять атмосферу музея и исторический контекст.
В Центре профориентации и музее метро
- Что делали: создавали комикс-гайд, в котором персонажи, воплощающие разные страхи, проходят путь взросления и преодолевают сомнения и тревоги, связанные с метро.
- Чему учились в процессе: развивали навыки рефлексии и коммуникации.
- Какой итог: подростки смогли глубже понять городскую среду и осознать роль общественных пространств в формировании уверенности и социальной зрелости.
В музее-квартире П. И. Чайковского
- Что делали: исследовали собственную идентичность.
- Чему учились в процессе: находить личностные смыслы в образовательном процессе, делая его не только познавательными, но и глубоко рефлексивными.
- Какой итог: ребята не только осознали свои сильные стороны и уникальные черты, но и увидели параллели между собой и великим композитором.
«Апробация модели создания пространства показала, что в самых разных учреждениях культуры можно раскрывать темы, интересные для подростков и определяющие для их карьерной траектории. Так, в уже упомянутом Музее метро можно обсуждать не только вопросы логистики и московского транспорта, но и развивать навыки, необходимые в работе преподавателя или методиста. А дом-квартира П. И. Чайковского, несмотря на профессиональную идентичность композитора, стал пространством пробы себя для подростков в профессии психолога».
Как педагогу применять модель: полезные рекомендации
Чтобы поход в музей (и не только) стал образовательным событием, а не проходным мероприятием, попробуйте несколько приемов:
- Используйте проблемные вопросы вместо того, чтобы просто рассказывать о фактах. Эффективнее всего с точки зрения развития воображения или мышления работают открытые вопросы. Например, вместо «Когда была написана картина «Девятый вал» И. К. Айвазовского?» можно спросить: «Почему именно море было выбрано художником для передачи настроения и темы его произведений?».
- Давайте подросткам возможность создавать. Например, разработать экскурсионные маршруты, создавать цифровые продукты или готовить выставочные материалы.
- Применяйте технологии. Используйте телеграм-боты, интерактивные карты, VR-приложения, чтобы сделать исследование экспонатов более увлекательным.
- Поддерживайте групповую работу. Совместная деятельность развивает навыки сотрудничества, помогает лучше понимать мнения сверстников и аргументировать свою точку зрения.
- Проводите рефлексию. В конце мероприятия подросткам предлагается поделиться впечатлениями: «Какие навыки ты развил сегодня?» или «Что было самым неожиданным в этом опыте?».
Ученые МГПУ отмечают: модель применима не только в музеях, но и в библиотеках, парках и других учреждений культуры. Её использование поможет педагогам сформировать у молодого поколения навыки XXI века, а подросткам — раскрыть потенциал и подготовиться к взрослой жизни.
В брошюре «Пригласить подростков в соавторы: разрабатываем образовательные события в музеях вместе» можно больше узнать о том, какие психолого-возрастные особенности подростков важно учитывать при организации образовательных событий и как преодолеть организационные сложности.
Автор текста: Татьяна Сандакова