Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Как спортивный клуб может изменить жизнь школы?

Публикация адресована руководителям школьных спортивных клубов, учителям физкультуры и тренерам спортивных секций, педагогам дополнительного образования, библиотекарям и другим участникам образовательного процесса

Сененко О. В., Киктева К. С., Асонова Е. А., Романичева Е. С., Никитина А. Б., Калиничева Е. А., Маймистова Д. С.

Школьный спортивный клуб — отдельный мирок, спрятанный за дверями физкультурного зала, или же целое сообщество единомышленников, которое способно объединить не только любителей спорта и руководителей спортивного клуба, но и учителей-предметников, библиотекарей и родителей?

Ученые МГПУ предлагают по-новому взглянуть на школьный спортивный клуб и осмыслить его как событийное сообщество. О том, какое значение это может иметь для всей школы, расскажем ниже.

Больше чем школьный спортивный клуб

Согласно традиционным представлениям, школьный спортивный клуб объединяет в себе все формы организации занятий спортом в образовательной организации, всех педагогов физкультуры и спорта, тренеров, а также участников школьных секций. Но что, если попробовать расширить его функции и объединить под эгидой спортивного клуба всех участников образовательных отношений?

Модель спортивного клуба, который может стать основой для формирования событийной среды в школе, разработали научные сотрудники Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ. «В случае школьного спортивного клуба такая среда может складываться во время подготовки к спортивным соревнованиям. Это та ситуация, когда все участники заинтересованы в создании пространства для взаимодействия», — говорят они. Модель такого клуба включает в себя уже не только участников спортивных секций и их руководителей, но и тех, кто, казалось бы, не имеет отношения к деятельности спортивного клуба.

Подготовка к спортивным соревнованиям становится основой для построения диалога между школьниками, их учителями и родителями, а темы спорта и здорового образа жизни органично встраиваются в повестку всей школы.

«Продукт (в нашем случае — спортивное соревнование как событие) будет уникален тем, что каждый участник внесет свой вклад в появление этого продукта именно в соответствии со своими потребностями и интересами, будь то стремление победить, желание поддержать, сделать день соревнования максимально комфортным физически и психологически или провести флешмоб или ярмарку в перерывах между этапами соревнования»

Так, спортивные события буквально становятся центром внимания школьной жизни:

  • спортсмены представляют свой клуб и школу на соревнованиях;
  • сотрудники медиацентра привлекают школьников к информационному освещению событий, а школьники примеряют на себя роли фотографов, журналистов, спортивных комментаторов;
  • педагоги на уроках используют тексты о спорте и ЗОЖ для развития навыков критического мышления и осознанного отношения к здоровью;
  • родители и болельщики оказывают волонтерскую помощь в проведении спортивных событий;
  • администрация школы выступает инициатором событий и оказывает содействие в продвижении клуба.

Об использовании тематики ЗОЖ в учебных и воспитательных процессах

Одной из ключевых задач деятельности спортивного клуба в школе может стать развитие функциональной грамотности — способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. К решению этой задачи могут подключаться не только руководители клуба и учителя физкультуры, но и учителя начальных классов, педагоги-предметники, педагоги-библиотекари и, конечно, сами школьники.

«Тексты, посвященные теме ЗОЖ, предоставляют богатый материал для размышлений о связанных с ней проблемах, для поиска и анализа дополнительной информации и формирования личной позиции по вопросам здоровья и физической активности»

Однако формирование функциональной грамотности у школьников — это не единственное преимущество использования тематики ЗОЖ в учебных и воспитательных процессах. Включая спортивную и ЗОЖ-повестку в образовательный процесс не только на уроках физкультуры, но и на занятиях по другим предметам, учителя, библиотекари и авторы школьных медиа создают тем самым еще и ситуации эмоционального и информационного «вброса», которые вызывают желание ответить, обсудить, организовать какие-то активности и события: как спортивные, так и образовательные.

Так, органичное использование тематики ЗОЖ в учебных и воспитательных процессах может многократно увеличить количество потенциальных участников клуба и сплотить школьное сообщество.

8 шагов для продвижения клуба

Эксперты МГПУ утверждают, что главная цель продвижения спортивного клуба — создание в школе сообщества людей, сплоченных вокруг идеи ЗОЖ и осознанно относящихся к теме здоровья.

«Успешно двигаться к этой цели помогают такие неочевидные, на первый взгляд, вещи: грамотность в вопросах здоровья, умение в команде придумывать задания по здоровому образу жизни или снимать мотивационные ролики, находить и обсуждать новые книги о спорте, организовывать общение онлайн»

Ученые разработали тактику продвижения школьного спортивного клуба, состоящую из 8 шагов.

  1. Определить, кто станет участником клуба. Найти людей, которые поддержат на начальном этапе развития клуба.
  2. Разработать стратегию продвижения. Для этого нужно найти ответы на вопросы: «Как должна измениться узнаваемость клуба внутри школы?», «Ставится ли сейчас задача продвижения клуба вне школы?», «Как выглядит результат такого продвижения?».
  3. Создать бренд. Эксперты объясняют: «Для бренда школьного спортивного клуба важно стать частью жизни школы».
  4. Наладить партнерство внутри школы. Например, это может быть партнерство с медиацентром, который поможет вести канал, проводить интервью, устраивать обсуждения, общаться со зрителями.
  5. Применять онлайн-инструменты. Публиковать фото и видео в социальных сетях, размещать расписание тренировок, создавать опросы и привлекать читателей к онлайн-обсуждениям.
  6. Продвигать клуб за пределами школы. Например, привлечь местные СМИ и регулярно делиться с ними интересным контентом.
  7. Организовывать события разного масштаба. «Для успешного продвижения клуб должен постоянно напоминать о себе». События для широкой публики помогут привлечь новых людей. События для отдельных классов/параллелей или поклонников определенного вида спорта помогут поддержать интерес участников клуба и создать условия для их неформального общения.
  8. Участвовать во внешних событиях. О деятельности клуба можно рассказать на конференциях и форумах, фестивалях и других событиях. Это поможет найти новых партнеров и привлечь новых участников.

«Успех в движении»: что делать дальше?

На этот вопрос ответит дайджест исследования ученых МГПУ — «Успех в движении: рекомендации по организации деятельности школьных спортивных клубов». В нем содержатся:

  • методические рекомендации о том, как развивать функциональную грамотность школьников в вопросах здоровья;
  • подробное описание модели деятельности школьного спортивного клуба, которое даст понять, как заинтересовать различные категории акторов;
  • поэтапное описание создания мотивационного ролика о ЗОЖ, которое поможет разобраться, как вовлекать школьников в совместную проектную деятельность;
  • ценные практические материалы, которые помогут понять, как встроить темы спорта и здорового образа жизни в повестку всей школы.

Книга будет полезна руководителям школьных спортивных клубов, педагогам и другим участникам образовательного процесса, которые хотят, чтобы темы спорта и здорового образа жизни ежедневно звучали в повестки всей школы.

Научный консультант

Екатерина Асонова
Заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ, кандидат педагогических наук

Научный консультант

Олеся Сененко
Ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ

Редактор

Татьяна Сандакова
Редактор научно-просветительского портала PRIZMA