
Воспитание как стратегия: опыт стран АТР и его применение в Москве
Как расширять горизонты образовательного процесса, интегрируя образовательные технологии и механизмы разных стран
Вачкова С. Н., Тарева Е. Г., Афанасьева Ю. В., Салахова В. Б, Летун С. А., Мизгулина М. Н., Мысина Т. Ю., Суменкова Ю. И., Федоровская М. Н., Анисимова О. В.
Школьники Сингапура разрабатывают социальные проекты, подростки в Корее создают фильмы и участвуют в дебатах о гражданской ответственности, а японские педагоги учат детей «силе жизни» — умению сохранять внутреннюю устойчивость и действовать в непредсказуемых ситуациях. Эти и многие другие воспитательные практики доказали свою эффективность и стали неотъемлемой частью образовательных систем региона.
Исследователи МГПУ изучили и обобщили лучшие практики и образовательные модели стран Азиатско-Тихоокеанского региона, чтобы понять, какие из них могут быть полезны для развития и совершенствования системы московского образования
Немного об исследовании
Ученые МГПУ обратились к опыту Австралии, Китая, Республики Корея, Сингапура, Таиланда, Японии — эти страны показали впечатляющие результаты в рейтингах международной оценки PISA, имеют высокий и средний уровень экономического развития и смогли объединить культурные традиции с инновационными подходами. Исследователи изучили: нормативно-правовую базу каждой из 6 стран, ее государственную политику, академические исследования, принципы и механизмы организации образовательного процесса, а также стандарты существующих систем воспитания.
«Интеграция образовательных инноваций (технологий, механизмов) разных стран может привести к более эффективному обучению и всестороннему развитию детей, расширяя горизонты образовательного процесса».
Ниже — подробнее о каждом кейсе.
Практики, которые работают: опыт шести стран и регионов
Австралия: инклюзия и мультикультурализм
Австралийские школы — пример того, как можно строить воспитание на уважении к культурному многообразию. Здесь проходят праздники вроде «Недели гармонии» и «Недели аборигенов и жителей островов Торресова пролива», которые помогают детям почувствовать себя частью многонациональной страны.
Кроме того, Австралия активно развивает экологическое воспитание: школы снижают углеродный след и учат детей устойчивому развитию. При этом особое внимание уделяется детям с особыми образовательными потребностями — инклюзия стала ключевым ориентиром воспитательной политики.
Шанхай: город, который учится
Здесь воспитание воспринимается как непрерывный процесс, охватывающий все поколения. Концепция «обучающегося города» предполагает, что образование не ограничивается школой, а продолжается на протяжении всей жизни.
В школах реализуются проекты нового типа: «Школа мышления» формирует творческий подход и критическое восприятие, «Эстетическая школа» делает акцент на эмоциональной стороне обучения. А ежегодная «Национальная неделя содействия семейному воспитанию» помогает объединить усилия школы и семьи.
Гонконг: между Востоком и Западом
Гонконгский опыт сочетает британское наследие и китайскую традицию, формируя особую модель воспитания. Одной из ее задач стало укрепление «гонконгской идентичности», основанной на открытости миру и демократических принципах.
В школах введен курс «Гражданское и общественное развитие», который знакомит учеников с глобальной взаимозависимостью и социальными вызовами современности. Дополняет его программа «Глобальное гражданское образование», помогающая подросткам почувствовать свою ответственность за общее будущее.
Республика Корея: дисциплина и технологии
Корейская система воспитания опирается на ценности конфуцианства, коллективизма и трудолюбия. Воспитательная работа строго регламентирована государственными планами, что позволяет поддерживать масштаб и единство системы. При этом Корея активно использует новые форматы: VR-симуляции, медиацентры, где школьники создают собственные фильмы, ведут дебаты и проводят ролевые игры. А «Школьные клубы общественной активности» позволяют подросткам реализовывать социальные проекты, формируя опыт командной работы и гражданской активности.
Сингапур: ценности в действии
Сингапур сделал ставку на программу «Воспитание характера и гражданственности». Она объединяет вопросы национального самосознания, психического здоровья, кибербезопасности и социальных компетенций XXI века.
Ключевая инициатива — «Ценности в действии»: школьники анализируют свой опыт, рассматривают ценности, которые они применяют на практике, и задумываются о том, как продолжать развивать свой потенциал для блага общества. Так формируется образ гражданина, способного действовать ответственно и самостоятельно.
Япония: воспитание стойкости и человечности
В японской школе образование и воспитание неразделимы. Центральное место занимает курс «нравственного воспитания», который учит детей уважению, честности и ответственности, а также занятия «Специальная деятельность» — на них школьники размышляют о формировании человеческих отношений, участии в социальной жизни, успешной самореализации.
В систему воспитания внедрена концепция «Сила жизни»: она развивает у школьников умение справляться с трудностями, сохранять внутреннюю устойчивость и действовать в условиях неопределенности. Воспитание в Японии — это не отдельный элемент, а фундамент всей образовательной системы.
Что возьмет Москва: лучшие практики для столичных школ
«Есть много общего в организации системы воспитания в школах зарубежных странах и в системе московского образования. Однако есть и направления деятельности, которые можно добавить из опыта стран АТР, усилив имеющуюся на данный момент в Москве систему организации воспитательной деятельности», — отмечают исследователи. По их мнению, для внедрения зарубежных практик из системы воспитания зарубежных стран в московскую систему образования можно использовать:
- создание механизмов снижения образовательного неравенства: например, государственное субсидирование программ дополнительного обучения и создание института бесплатных курсов подготовки к экзаменам;
- содействие гармоничному развитию обучающихся: важно поддерживать баланс между развитием академических знаний, эмоциональным интеллектом и социальными навыками, чтобы воспитывать гармонично развитую личность;
- укрепление роли государства в мониторинге качества образования в целом и системы воспитания в частности: важно продолжать развивать единые образовательные программы, а также внедрять эффективные инструменты мониторинга качества получаемого образования и воспитания;
- стимулирование сотрудничества с бизнесом и промышленностью: стоит активнее вовлекать представителей различных сообществ в образовательный процесс школ, например, через организацию стажировок, учебных проектов и специализированных курсов.
Ученые МГПУ уверены: объединяя традиции и современные вызовы, столица может создать систему воспитания, где каждый ребенок не только получает знания, но и учится быть личностью.
В тексте исследования «Лучшие практики развития системы воспитания в странах Азиатско-Тихоокеанского региона» читатель найдет еще больше деталей: от нормативной базы стран до тонкостей взаимодействия школы, семьи и общества, а также примеры того, как цифровые и экологические инициативы становятся частью воспитания.