Top.Mail.Ru
научно-просветительский портал МГПУ

Работа в креативных индустриях: справляются ли выпускники

Исследователи выяснили, каких навыков не хватает молодым специалистам — и почему

По данным Минобрнауки России, в 2021 году российские вузы выпустили 746 597 молодых специалистов. При этом, согласно мониторингу платформы «Аналитика трудоустройства», 89 % из них трудоустроились в течение года*. Казалось бы, такая статистика должна говорить о высоком качестве вузовской подготовки. Но давайте разбираться — действительно ли все так гладко?

*Данные на июль 2022 года.

Мнение работодателей: каких компетенций не хватает выпускникам

В 2022 году эксперты Лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провели исследование, где попросили работодателей оценить уровень компетенций сотрудников, работающих в их компаниях, — специалистов, закончивших вузы и колледжи 3-5 лет назад.

Респондентами стали представители сферы креативных индустрий: дизайна, рекламы, кино, фотографии, музеев и т. д. В результате почти половина из них оценили уровень компетенций молодых специалистов не выше среднего, а 4 % — как «ниже среднего» и «очень низкий».

Итак, каких же компетенций, по мнению работодателей, не хватает выпускникам? Обратимся к данным опроса.

Вопрос респондентам: «Ситуация с какими из компетенций является проблемной в вашей организации?»

Как мы видим, хуже всего выпускники справляются с организационно-управленческими задачами. К ним работодатели относят способность эффективно и быстро совмещать графики работы разных контрагентов, способность мотивировать сотрудников, а также способность системно мыслить и понимать отдельные блоки работы. На втором месте — self skills. Сюда входят: тайм-менеджмент, самостоятельность и личная мотивация. При этом отметим, что с креативностью у выпускников дела обстоят куда лучше.   

Почти все респонденты также говорят о том, что у многих молодых выпускников есть проблемы с выполнением рутинных задач.

«Дорогой мой, никто не будет платить тебе зарплату за то, что ты будешь рассказывать то, что тебе интересно. <…> В редакции, в студии ты выполняешь редакционное задание и пишешь на те темы, которые интересуют твою аудиторию. Это ломает процентов 60 творческих людей. <…> Они приходят самовыражаться, а когда не находят пространства для самовыражения, они не находят денег, которые им кто-то должен почему-то платить, потому что они хотят творить. <…> Отраслевых психологов нет, поэтому человек остается с этим один, и к 40 годам приходит выгорание».

Оксана Силантьева,
руководитель лаборатории мультимедийного опыта Силамедиа,
мультимедийный продюсер и медиатренер

Кроме того, не все они умеют учиться самостоятельно. Также у молодых специалистов недостаточно развиты и гибкие навыки. «Компетенции, которые нужны, которых не хватает, — это гибкость, желание работать и учиться, коммуникативные навыки и навыки критического мышления, то есть навыки формулировать свою мысль и доносить ее до аудитории», — говорит Ирина Чекалева, преподаватель специальных дисциплин Московского техникума креативных индустрий им. Л. Б. Красина. 

Проблемы университетской подготовки

По мнению работодателей, у вузовской системы есть несколько проблем. Начнем с того, что сами университетские программы и задания — шаблонные. И это не лучшим образом сказывается на развитии креативности.

«Подготовка на самом деле снижает необходимое творческое направление воображения специалиста. То есть когда меня загоняют в определенные шаблоны и схемы, я уже не могу справляться с какими-то более сложными задачами».

Константин Павлюц,
преподаватель общественных дисциплин Московского техникума
креативных индустрий им. Л.Б. Красина

Во-вторых, вузы попросту не успевают за развитием креативных индустрий. Они медленно вводят в программу новые профессии и так же медленно адаптируются к новым требованиям рынка. Вдобавок все это обременяется излишней регламентацией.

В целом работодатели считают, что система вуза была придумана для решения других задач, других времен и другого общества. Она попросту устарела. При этом развитие программ дополнительного профессионального образования и курсов повышения квалификации для заведений, увы, экономически нецелесообразно.

«Цикл разработки курса что в вузе, что в ДПО невозможный. Нам нужно осознать потребность в таком специалисте, утвердить это в Министерстве труда, подобрать набор компетенций, сделать из этого условную магистратуру, потому что бакалавриат это еще дольше… <…> Прошло еще семь лет. А изменения в софте, в инструментах и в комбинации этих инструментов происходят каждую неделю», — поясняет Оксана Силантьева.

Теперь рассмотрим проблемы, которые могут быть решены на уровне самих высших учебных заведений или на уровне отрасли в целом. Одна из них — неподходящий формат обучения. Многие работодатели считают, что обучать креативных специалистов должен мастер. У нас же подобная практика чаще встречается в театральных вузах, и гораздо реже в других местах.

Здесь же можно выделить проблему «ведомственных границ», которые существуют между кафедрами, департаментами и факультетами. Эти границы препятствует формированию полипрофессиональных специалистов, которые могли бы работать на стыке дисциплин.

Еще одна проблема — дефицит «продюсеров» образовательных программ, которые бы непосредственно взаимодействовали с представителями индустрий: выявляли запрос, анализировали, подбирали специалистов, практически внедряли в программы курсов. Такая работа не ведется. Выходит, что программа обучения не релевантна.

Кроме того, вузы не уделяют достаточного внимания развитию self skills. В особенности развитию коммуникативных навыков и креативности, а это буквально один из базисов. Плюс у учебных заведений не налажена коммуникация с отраслью, к примеру, с центрами занятости. И, наконец, в вузах также наблюдается дефицит аналитической культуры и обратной связи для развития образовательных программ и продуктов.

Проблемы индустрии и абитуриентов

Следующие проблемы касаются индустрии и самих выпускников. Начнем с того, что далеко не все абитуриенты осознают, куда и зачем поступают. Вот как это объясняет один из респондентов: «Часто бывает, что люди еще не определились со своими интересами и поэтому рассуждают так: “Я пойду на журналистику или на медиакоммуникации, или на креативные индустрии, потому что там какая-то классная интересная штука, в которой я ничего не понимаю”»

При этом сама индустрия плохо информирует студентов о том, в каких заведениях они могут приобрести нужные знания.

«Люди поступают на факультет журналистики… Задаю им вопрос: “Почему вы хотите на журфак или на факультет медиа-коммуникаций?“. У меня хорошая дикция, я хорошо читаю про погоду. Я говорю: Диктор и ведущий погоды не учатся на журфаке, это другая специальность, другой институт этому учит. Они про это ничего не знают, потому что индустрия про это ничего не рассказывает».

Оксана Силантьева,
руководитель лаборатории мультимедийного опыта Силамедиа,
мультимедийный продюсер и медиатренер

Вдобавок нет единого запроса со стороны креативных индустрий. «Потому что нет никакой индустрии как единого целого, как цеха. Нет никаких связей, осознанных потребностей. А так как нет осознанных потребностей, то нет и системной работы, нет партнерства и пошел весь тот хаос, который мы имеем. Все решают проблему исключительно тактически: сейчас, вчера и в одиночку», говорит один из респондентов.

Какие компетенции важны для работодателей

Идем дальше. Теперь поговорим о том, чего ждут от выпускников работодатели. Снова обратимся к данным.

Вопрос респондентам: «Какие навыки вы считаете наиболее востребованными в креативных индустриях в настоящее время?»

Как мы видим, работодатели в первую очередь смотрят на коммуникативные компетенции, креативность и узкопрофильные навыки. Всего названо более 150 навыков, которые сгруппированы исследователями в кластеры (дайджест «Креативная экономика и развитие городского университета», стр. 11-13). При этом главным коммуникативным навыком 61 % работодателей считают «умение вести совещания так, чтобы в результате всем были понятны текущие задачи, сроки и исполнители». Второе место (по 56 %) делят способность договариваться в сложных неоднозначных ситуациях и предотвращать конфликты в рабочем процессе. На третьем месте (54 %) — способность понимать и принимать конструктивную критику.

А вот главной креативной компетенцией работодатели считают «умение быстро перестраивать деятельность, если условия изменились» (52 %). Второе место (по 48 %) делят умение генерировать оригинальные идеи, а также способность формулировать актуальную проблему и предлагать варианты ее решения. Кроме того, участники опроса говорят о важности быть открытыми новому (44 %) и умении генерировать большое количество идей за небольшое время (44 %).

Теперь посмотрим на навыки, которые, по мнению работодателей, будут востребованы через через 3-5 лет. Ответы расределились следующим образом:

Вопрос работодателям: «Какие навыки будут востребованы через 3-5 лет?»

Данные показывают, что лидирующие в предыдущем опросе коммуникативные компетенции сместились на третье место, а вот креативность переместилась на первое. Добавились и новые навыки: критическое мышление, полипрофессионализм и предпринимательские компетенции. Также отметим, что технологическая грамотность переместилась с восьмого места на второе.

Как мы видим, по мнению работодателей, выпускникам больше всего не хватает организационно-управленческих навыков, self skills и коммуникативных компетенций. При этом последние из них сейчас критически важны. Плюс, по прогнозам респондентов, коммуникативные компетенции все еще будут входить в ТОП-3 даже по прошествии 3-5 лет.

Проблемы есть. Как их решать?

Итак, что мы имеем в сухом остатке? Больше половины работодателей оценивают уровень выпускников не выше среднего. И причин тому — несколько. Согласно данным исследования, проблемы есть и на стороне вузов, и работодателей, и самих выпускников. Исправить сложившуюся ситуацию можно при помощи системного подхода. А о том, какие рекомендации по взаимодействию университетов с представителями сферы креативных индустрий дают исследователи, мы расскажем во второй части материала. 

Обложка: Freepik.com