Работа в креативных индустриях: справляются ли выпускники
Исследователи выяснили, каких навыков не хватает молодым специалистам — и почему
По данным Минобрнауки России, в 2021 году российские вузы выпустили 746 597 молодых специалистов. При этом, согласно мониторингу платформы «Аналитика трудоустройства», 89 % из них трудоустроились в течение года*. Казалось бы, такая статистика должна говорить о высоком качестве вузовской подготовки. Но давайте разбираться — действительно ли все так гладко?
*Данные на июль 2022 года.
Мнение работодателей: каких компетенций не хватает выпускникам
В 2022 году эксперты Лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провели исследование, где попросили работодателей оценить уровень компетенций сотрудников, работающих в их компаниях, — специалистов, закончивших вузы и колледжи 3-5 лет назад.
Респондентами стали представители сферы креативных индустрий: дизайна, рекламы, кино, фотографии, музеев и т. д. В результате почти половина из них оценили уровень компетенций молодых специалистов не выше среднего, а 4 % — как «ниже среднего» и «очень низкий».
Итак, каких же компетенций, по мнению работодателей, не хватает выпускникам? Обратимся к данным опроса.
Как мы видим, хуже всего выпускники справляются с организационно-управленческими задачами. К ним работодатели относят способность эффективно и быстро совмещать графики работы разных контрагентов, способность мотивировать сотрудников, а также способность системно мыслить и понимать отдельные блоки работы. На втором месте — self skills. Сюда входят: тайм-менеджмент, самостоятельность и личная мотивация. При этом отметим, что с креативностью у выпускников дела обстоят куда лучше.
Почти все респонденты также говорят о том, что у многих молодых выпускников есть проблемы с выполнением рутинных задач.
Кроме того, не все они умеют учиться самостоятельно. Также у молодых специалистов недостаточно развиты и гибкие навыки. «Компетенции, которые нужны, которых не хватает, — это гибкость, желание работать и учиться, коммуникативные навыки и навыки критического мышления, то есть навыки формулировать свою мысль и доносить ее до аудитории», — говорит Ирина Чекалева, преподаватель специальных дисциплин Московского техникума креативных индустрий им. Л. Б. Красина.
Проблемы университетской подготовки
По мнению работодателей, у вузовской системы есть несколько проблем. Начнем с того, что сами университетские программы и задания — шаблонные. И это не лучшим образом сказывается на развитии креативности.
Во-вторых, вузы попросту не успевают за развитием креативных индустрий. Они медленно вводят в программу новые профессии и так же медленно адаптируются к новым требованиям рынка. Вдобавок все это обременяется излишней регламентацией.
В целом работодатели считают, что система вуза была придумана для решения других задач, других времен и другого общества. Она попросту устарела. При этом развитие программ дополнительного профессионального образования и курсов повышения квалификации для заведений, увы, экономически нецелесообразно.
«Цикл разработки курса что в вузе, что в ДПО невозможный. Нам нужно осознать потребность в таком специалисте, утвердить это в Министерстве труда, подобрать набор компетенций, сделать из этого условную магистратуру, потому что бакалавриат это еще дольше… <…> Прошло еще семь лет. А изменения в софте, в инструментах и в комбинации этих инструментов происходят каждую неделю», — поясняет Оксана Силантьева.
Теперь рассмотрим проблемы, которые могут быть решены на уровне самих высших учебных заведений или на уровне отрасли в целом. Одна из них — неподходящий формат обучения. Многие работодатели считают, что обучать креативных специалистов должен мастер. У нас же подобная практика чаще встречается в театральных вузах, и гораздо реже в других местах.
Здесь же можно выделить проблему «ведомственных границ», которые существуют между кафедрами, департаментами и факультетами. Эти границы препятствует формированию полипрофессиональных специалистов, которые могли бы работать на стыке дисциплин.
Еще одна проблема — дефицит «продюсеров» образовательных программ, которые бы непосредственно взаимодействовали с представителями индустрий: выявляли запрос, анализировали, подбирали специалистов, практически внедряли в программы курсов. Такая работа не ведется. Выходит, что программа обучения не релевантна.
Кроме того, вузы не уделяют достаточного внимания развитию self skills. В особенности развитию коммуникативных навыков и креативности, а это буквально один из базисов. Плюс у учебных заведений не налажена коммуникация с отраслью, к примеру, с центрами занятости. И, наконец, в вузах также наблюдается дефицит аналитической культуры и обратной связи для развития образовательных программ и продуктов.
Проблемы индустрии и абитуриентов
Следующие проблемы касаются индустрии и самих выпускников. Начнем с того, что далеко не все абитуриенты осознают, куда и зачем поступают. Вот как это объясняет один из респондентов: «Часто бывает, что люди еще не определились со своими интересами и поэтому рассуждают так: “Я пойду на журналистику или на медиакоммуникации, или на креативные индустрии, потому что там какая-то классная интересная штука, в которой я ничего не понимаю”».
При этом сама индустрия плохо информирует студентов о том, в каких заведениях они могут приобрести нужные знания.
Вдобавок нет единого запроса со стороны креативных индустрий. «Потому что нет никакой индустрии как единого целого, как цеха. Нет никаких связей, осознанных потребностей. А так как нет осознанных потребностей, то нет и системной работы, нет партнерства и пошел весь тот хаос, который мы имеем. Все решают проблему исключительно тактически: сейчас, вчера и в одиночку», — говорит один из респондентов.
Какие компетенции важны для работодателей
Идем дальше. Теперь поговорим о том, чего ждут от выпускников работодатели. Снова обратимся к данным.
Как мы видим, работодатели в первую очередь смотрят на коммуникативные компетенции, креативность и узкопрофильные навыки. Всего названо более 150 навыков, которые сгруппированы исследователями в кластеры (дайджест «Креативная экономика и развитие городского университета», стр. 11-13). При этом главным коммуникативным навыком 61 % работодателей считают «умение вести совещания так, чтобы в результате всем были понятны текущие задачи, сроки и исполнители». Второе место (по 56 %) делят способность договариваться в сложных неоднозначных ситуациях и предотвращать конфликты в рабочем процессе. На третьем месте (54 %) — способность понимать и принимать конструктивную критику.
А вот главной креативной компетенцией работодатели считают «умение быстро перестраивать деятельность, если условия изменились» (52 %). Второе место (по 48 %) делят умение генерировать оригинальные идеи, а также способность формулировать актуальную проблему и предлагать варианты ее решения. Кроме того, участники опроса говорят о важности быть открытыми новому (44 %) и умении генерировать большое количество идей за небольшое время (44 %).
Теперь посмотрим на навыки, которые, по мнению работодателей, будут востребованы через через 3-5 лет. Ответы расределились следующим образом:
Данные показывают, что лидирующие в предыдущем опросе коммуникативные компетенции сместились на третье место, а вот креативность переместилась на первое. Добавились и новые навыки: критическое мышление, полипрофессионализм и предпринимательские компетенции. Также отметим, что технологическая грамотность переместилась с восьмого места на второе.
Как мы видим, по мнению работодателей, выпускникам больше всего не хватает организационно-управленческих навыков, self skills и коммуникативных компетенций. При этом последние из них сейчас критически важны. Плюс, по прогнозам респондентов, коммуникативные компетенции все еще будут входить в ТОП-3 даже по прошествии 3-5 лет.
Проблемы есть. Как их решать?
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Больше половины работодателей оценивают уровень выпускников не выше среднего. И причин тому — несколько. Согласно данным исследования, проблемы есть и на стороне вузов, и работодателей, и самих выпускников. Исправить сложившуюся ситуацию можно при помощи системного подхода. А о том, какие рекомендации по взаимодействию университетов с представителями сферы креативных индустрий дают исследователи, мы расскажем во второй части материала.
Обложка: Freepik.com